От перемены мер экономической политики местами рост вряд ли увеличится

| статьи | печать

В российской экономике, по оценке главы МЭР Алексея Улюкаева, достаточно ресурсов для экономического роста. Чтобы его запустить, главный экономист страны предлагает сделать акцент в уже принятых мерах экономической политики на инвестиционном росте. Однако в математике есть одно правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется…

В этом году правительство, по словам А. Улюкаева, высказанным на расширенной коллегии МЭР на этой неделе, надеется создать условия для начала активного развития экономики. «Важно определиться с направлениями, идеологией развития, — подчеркнул министр. — Здесь не может быть простых решений, как с одним знаком, так и с другим знаком».

Для начала экономического роста в отечественной экономике есть достаточные ресурсы. Прибыль российских компаний в прошлом году выросла на 53%, увеличились депозиты в банках. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки, по мнению руководителя МЭР, можно за счет новой модели развития, которая будет опираться на активную инвестиционную политику. Она должна зиждиться на четырех китах, проще говоря, четырех группах мер экономической политики, которые, впрочем, уже хорошо известны экономистам.

Первый кит — создание инвестиционного ресурса. Это прежде всего условия для самофинансирования компаний, поэтому работа над снижением издержек остается одним из важных приоритетов министерства. Речь идет, в частности, об ограничении тарифов инфраструктурных монополий по принципу «целевая инфляция минус», об их стимулировании к снижению издержек.

Минэкономразвития также намерено сокращать уровень административных издержек для бизнеса через снижение объема отчетности, уменьшение количества проверок, уменьшение неналоговых платежей и сборов. Это даст несколько сотен миллиардов рублей в год, которые могут быть сэкономлены для бизнеса. В 2016 г. предполагается снижение на 20% плановых проверок, что составит порядка 165 000 контрольных «рейдов».

Второй кит — формирование условий для трансформации инвестиционных ресурсов в реальные инвестиции.

«Здесь, конечно же, важны все меры, связанные с обеспечением макроэкономической стабильности, предсказуемости макроэкономической среды, — подчеркнул глава МЭР. — Но, конечно же, важна и работа по радикальному повышению качества государственного регулирования».

Новое качество бизнес-среды предстоит сформировать через обновление дорожных карт национальной предпринимательской инициативы. Принципиально важным также является проект по развитию малого и среднего бизнеса. Кроме снижения количества проверок предпринимателей, вдвое увеличивается порог для применения упрощенной системы налогообложения, продляется действие ЕНВД, вводятся дополнительные налоговые вычеты для тех, кто переходит к применению кассовой техники нового образца.

С августа заработает единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который станет инструментом увязки спроса и предложения на рынке закупок крупнейшими госкомпаниями. Уже сейчас планы закупок согласованы с 35 корпорациями, на кону порядка 150 млрд руб. заказа на товары и услуги для малого бизнеса этими предприятиями.

Третий кит — стимулирование инвестиционной активности через набор специальных инструментов государственной поддержки капвложений. Министерство намерено активно заниматься развитием института государственного и частного партнерства. «Мы нацеливаем один из наших проектов на обеспечение доступа частного капитала, модернизацию управления коммунальной инфраструктурой субъектов Федерации, в том числе в малых городах, — отметил г-н Улюкаев. — Для этого предстоит расширить возможности и формы участия частных операторов управления инфраструктурой».

Правительство планирует продолжить проектное финансирование, система которого позволила в прошлом году начать реализацию 42 проектов с объемом инвестиций 350 млрд руб. «К сожалению, в этом году мы пока только продолжаем реализацию уже принятых проектов, — пожаловался министр. — Для того чтобы принимать новые, нам необходимо не только использование бюджетных гарантий (они предусмотрены в законе о бюджете), но и решение вопроса с лимитом рефинансирования Банка России для этих целей».

И наконец, четвертый кит — это формирование спроса, снятие ограничений для российских компаний в доступе на внешние рынки и повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке. Тут принципиально важна поддержка несырьевого экспорта. Он неплохо рос в прошлом году — на 6,1% в реальном выражении. Теперь МЭР надеется, что шестипроцентная планка сохранится.

Практически все меры, озвученные главой Минэкономразвития, в той или иной степени уже реализуются на практике, в данном случае они просто сгруппированы с акцентом на инвестиционный рост. К сожалению, к началу экономического роста они пока не привели. Более реалистичным стимулом экономического роста остается повышение нефтяных цен.