Не ВВП единым…

| статьи | печать
В экономике знаний актуален поиск более адекватного показателя общественного благосостояния, нежели ВВП. Материальные ценности продолжают играть важную, но уже не доминирующую роль. Знания, трудовые навыки, новые технологии, инновационные достижения и нематериальные активы всё более значимы в жизни отдельного человека и социума. Растущие цивилизационные возможности передовых стран нацеливают на деятельность, не ограничиваемую коммерческой выгодой и накоплением материальных благ, позволяющую шире использовать новшества и достижения. Но опросы россиян пока свидетельствуют об ином…

*****

Авторы публикации в Economist считают, что традиционная система оценки, основанная на ВВП как идентичном и всеохватном показателе производства, искажает фактическое положение дел и становится всё менее точной (Slon.ru, 2 мая 2016 г.).

Информация к размышлению

Одна из проблем в том, что ВВП не учитывает, в частности, быстро меняющиеся технологии и инновации, которые напрямую влияют на качество и разнообразие нашей жизни. Продолжающийся в последние годы рост ВВП менее заметно менял стандарты жизни. Научно-технический прогресс, во многом удешевляя производство, снижая издержки и одновременно повышая качество жизни, может вести к снижению темпов роста ВВП, что искажает действительность (там же).

Economist формулирует три шага на пути создания более точного показателя благосостояния человечества:

1) улучшение сбора данных для расчета ВВП — с учётом вклада налогов, интернет-сервисов, данных безналичных транзакций и других неотъемлемых атрибутов современной жизни;

2) разработка нового показателя, например ВВП+, учитывающего растущую номенклатуру производимой продукции, доступность и возможность выбора, особенности расходования средств людьми из разных социальных слоев и т.д.;

3) такая величина должна включать и государственные активы, и частные состояния, и нематериальные ценности — в том числе и в случае истощения такого капитала (там же).

И т.д.

При этом всё больше физической продукции переходит в цифровую область, и становится сложно отследить её стоимость. Поэтому, как считают авторы Economist, необходим новый показатель благополучия.

Заметим, речь в первую очередь может идти об уверенно демонстрирующих постиндустриальные черты ведущих и успешно развивающихся экономиках. Они, несмотря на возникающие проблемы и трудности, продолжают поступательное движение и формируют вектор развития глобальной экономики. Здесь важное значение приобретает человеческий фактор, отношение людей к производству как сфере самовыражения личности, мотивирующей на достижение индивидуального успеха в рамках общественно полезной деятельности.

Это одна из причин того, что в Западной и Северной Европе доминирует важность   оценки результатов труда. В скандинавских странах ее ценят 70—80% респондентов, в Нидерландах, Бельгии, Швейцарии и Франции — более половины («Коммерсантъ», 4 апреля 2013 г.).

*****

Иная ситуация наблюдается в экономиках, впавших в затяжной кризис, рыночные отношения в которых были изначально искажены. Падение уровня жизни и реальных доходов населения однозначно ставит в повестку дня острую проблему материального обеспечения граждан, отодвигая на неопределённый срок актуальность удовлетворения ряда нематериальных потребностей, востребуемых в более благополучные времена.

Именно это мы наблюдаем сегодня в российской действительности. После «тучных» (в разной степени для каждого) нулевых отечественная экономика необратимо входила в кризис. Отсутствие давно назревших реформ, часть которых следовало лишь адаптировать, опираясь на многообразный и успешный мировой опыт, — лишь одно из объяснений нынешней ситуации. Основы текущего и (не дай бог!) грядущих внутрироссийских экономических кризисов были заложены действиями «реформаторов» именно в 1990-е. И память о тех событиях ещё свежа.

Притчей во языцех стали для граждан страны результаты осуществлённой тогда приватизации (http://www.kommersant.ru/poll/results). Как показал опрос «Коммерсанта», порядка 85% ответивших считают состоявшееся перераспределение собственности «чужой игрой», 12% — «упущенным шансом» и лишь менее 3% — «реализованными возможностями».

Показательны два предыдущих опроса (табл. 1 и 2, там же).

Таблица 1. Может бизнес «с человеческим лицом» быть успешным, %

Да, в наше время это главное конкурентное преимущество любой компании

12,31

Да, любое дело, которое не учитывает интересы людей, обречено на провал

14,54

Да, но здесь главное понимать, где кончается бизнес и начинается благотворительность

18,17

Да, но это касается только бизнеса, ориентированного на рынок потребительских услуг

3,37

Нет, бизнес — это прежде всего зарабатывание денег, конкуренцию выигрывает сильный, а не добрый

42,66

Нет, для этого существуют социальные институты, а бизнесу достаточно быть их спонсором

8,95

Таблица 2. Надеетесь ли вы разбогатеть в 2016 г., %

Да, всё к тому идет

15,55

Причин нет, но вдруг?

12,58

Разве что духовно

21,29

Тут бы не обеднеть

45,85

Я и так богат

4,74


В таких условиях основная мотивация работников российских компаний — материальная. Об этом свидетельствует исследование ВШЭ «Влияние трудовых ценностей на субъективное благополучие российских работников». Рост уровня заработной платы как внешнего фактора означал увеличение удовлетворенности работой для 63% опрошенных. Тех, кто во многом ориентирован на внутренние ценности и больший интерес к содержанию работы, низкий заработок не сильно расстраивает, а высокий — не делает счастливее. Однако таких не более 7%. У оставшейся трети эти ценности сбалансированы («Коммерсантъ», 11 мая 2016 г.).

Аналогичные результаты представлены в недавнем опросе ВЦИОМ «Жить — значит работать?», посвященном изменению за предыдущие 25 лет отношения россиян к труду: 62% россиян (59% в 1991 г.) готовы работать усерднее при условии, если им повысят заработную плату. Несколько увеличилась доля тех, кто ставит в зависимость выработку от покупательной способности зарплаты: 24% респондентов сказали, что если бы заработанные деньги имели большую ценность, то они и работали бы лучше (в 1991 г. — 18%) («Ведомости», 5 апреля 2016 г., NEWSru.com/Экономика, 29 апреля 2016 г.).

По сути, за четверть века картина отношения работающих к стимулам труда не поменялась. Степан Львов, руководитель управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ, отмечает, что «рыночный запрос на высокую заработную плату был присущ советским гражданам не в меньшей степени, чем нашим современникам — людям, пропитанным духом рыночных отношений». И задаётся знаковым вопросом: не такое ли отношение к труду стало одной из причин слома социалистической экономики и последовавшего за этим краха СССР?

Информация к размышлению

Павел Безручко, управляющий партнёр компании «Экопси консалтинг»: нынешние трудоголики отличаются от прежних. 25 лет назад переработки, перевыполнение плана считались делом чести, неотъемлемой составляющей рабочей культуры. Но она мало влияла на материальное благополучие технических специалистов, инженеров, руководителей производственных предприятий и т. д. Сейчас ряды трудоголиков пополнились руководящими работниками разного ранга. Однако увлечённых работой людей по-прежнему немало среди специалистов и рабочих высокой квалификации («Ведомости», 5 апреля 2016 г.).

Понятно, общую картину такие примеры не меняют. Они словно изюмины в булке — вкусно, сладко, но не пирог…

Но надежда остаётся. Большинство опрошенных россиян в возрасте от 35 до 44 лет считают именно новую индустриализацию и активное промышленное развитие наиболее эффективным средством выхода из экономического кризиса. Особое внимание обращают на использование в первую очередь внутренних ресурсов, считают важным ориентировать подрастающие поколения на активную производственную деятельность, а не фетишизировать роль финансового сектора и сферы услуг (http://me-forum.ru/media/news/5379/).

Основными тормозящими проблемами были названы неэффективная работа местных властей (25% респондентов), отсутствие у правительства страны общего плана по развитию промышленности (21%), нехватка у государства ресурсов для поддержки импортозамещения (14%). Примечательно, что на последнем месте по значимости санкции Запада — 10%.

Информация к размышлению

Эксперты компании Universum опросили более 25 000 студентов в 93 российских вузах. Студенты ИТ-направлений называли самыми привлекательными работодателями «Яндекс», Google и Microsoft. Гуманитарии — Google, «Газпром», «Яндекс», L'Oreal и Microsoft. Студенты направлений «Бизнес» и «Инжиниринг/естественные науки» — «Газпром». Google, «Газпром нефть», «Роснефть» и BMW, направления «Естественные науки» — «Газпром нефть», «Роснефть», Google и «Росатом» («РБК», 25 мая 2016 г.).

*****

Материальное обеспечение действенно и эффективно стимулирует человека, если оно достаточно для решения волнующих его проблем — сразу или в обозримой перспективе.

Опросов и аналитических материалов по данной теме достаточно. Властью также сказано и обещано немало, особенно в таких значимых для граждан сферах, как здравоохранение и образование. Но результаты пока явно отстают от заявленных показателей. Образно говоря, «просел» не только отечественный ВВП, но и гипотетический ВВП+ (см. выше).

В попытке навести глянец на происходящее правительство периодически даёт россиянам «советы», которые вряд ли могут быть полезными большинству.

Информация к размышлению

Вице-премьер Игорь Шувалов: экономика адаптировалась к наиболее сложным вызовам, а в улучшении бизнес-среды страна ориентируется на опыт Сингапура и Новой Зеландии — самых благоприятных стран с точки зрения административных барьеров и прозрачной работы органов власти.

Он призвал россиян покупать квартиры: «Цены на жильё экономкласса стоят и не растут. На рынке хорошие предложения, и банки оформляют ипотечное кредитование» (NEWSru.com/В России, 22 мая 2016 г.).

Понятно, призыв адресован обеспеченной части населения. Но таких явное меньшинство. Впечатление, что власть и народ находятся в параллельных, а значит, непересекающихся мирах, оптимизма не добавляет. Вспомним о проблемах, возникших у россиян, взявших валютную ипотеку, — правительственные решения не принесли ощутимой пользы.

Даже приобретение автомобиля становится для россиян проблематичным (см. рисунок, https://www.autostat.ru/infographics/26015/).


Рисунок. Чтобы купить новый автомобиль, надо голодать

В I квартале 2016 г. средневзвешенная цена нового легкового авто в РФ составила 1,36 млн руб., а среднемесячная зарплата — около 33 300 руб., на покупку машины россиянину придётся копить деньги в течение 40,8 месяцев, или почти 3,5 года. При этом гражданин должен будет отказать себе во всём, включая еду (там же).

*****

По данным Левада-Центра, 87% россиян сократили повседневные расходы, почти две трети опасаются брать кредиты и тратят на еду около половины своих доходов. Каждый пятый гражданин оценивает своё материальное положение как плохое или даже очень плохое.

Ещё недавно Россия была лидером по уровню зарплат среди стран СНГ. За год средняя зараплата сократилась на треть и сегодня составляет 558 долл. По текущему уровню РФ приблизилась к Казахстану — 549 долл. в 2015 г. («Независимая газета», 25 мая 2016 г.).

Людей волнует кризис: вместе с «произволом властей» они считают его основной внутренней угрозой России. В 2014 г. так считали 31%, в 2015 г. — 36%, в нынешнем — 44% («Газета.ру», 24 мая 2016 г.).

Информация к размышлению

1. Андрей Белоусов, помощник главы государства: «Количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума сейчас составляет 13% населения, до кризиса было 10%. Это почти 5 млн новых бедных людей». По сообщению Росстата, число бедных в РФ в 2015 г. выросло на 3,1 млн человек, составив 19,2 млн — максимальный показатель с 2006 г. (NEWSru.com/Экономика, 25 мая 2016 г.).

2. Россия   занимает лидирующую позицию в рейтинге темпов роста благосостояния граждан. Согласно данным аналитического отчёта экономистов Boston Consulting Group, общий объём частных активов в РФ составляет 1,4 трлн евро. Согласно прогнозу Boston Consulting Group, к 2020 году при условии восстановления рынка ценных бумаг общемировой уровень темпа роста частных активов составит 6%, а в России этот показатель достигнет 9,6% (LIFE.ru/Новости, 7 июня 2016 г.).

Без комментариев!

По словам И. Шувалова, в рейтинге 2015 г. Doing Business Всемирного Банка Россия демонстрирует значительные успехи и поднялась на 11 мест, заняв 51-е место — вслед за Перу и перед Молдавией. Правда, признаётся вице-премьер, по таким позициям, как выдача разрешений на строительство и показатели регистрации юридических лиц, отставание от первой тройки (Сингапур, Новая Зеландия, Дания) значительное («Независимая газета», 25 мая 2016 г.).

Получается, что среда для ведения бизнеса в России становится всё более благоприятной, а ВВП продолжает сокращаться?!

Однако правительственные чиновники противоречия здесь не усматривают. Не исключено, что не видят они (не хотят видеть?) и отношение граждан страны ко многим из тех, кто в современной России добился успеха в различных сферах деятельности, прежде всего в бизнесе. А ведь отношение в обществе к успешным соотечественникам свидетельствует о многом, включая нравственное здоровье социума и шансы поступательного развития отечественной экономики.

Образно говоря, исторически традиционному ВВП в немалой степени могло бы соответствовать известное выражение «Жить, чтобы работать». Для экономики знаний, достижения которой предлагают оценивать новым ВВП+, адекватным представляется изречение «Работать, чтобы жить».

Чем более характерна для членов общества трудовая мотивация и заинтересованная работа, укрепляющая их благополучие, чем больше граждан, готовых заниматься предпринимательством (в России не более 3—5% с тенденцией к понижению), чем более востребованы специалисты, эффективны всесторонние трансформации и т.д., тем более устойчивы экономическая система и общество в целом.

Увы, в нашей стране ситуация далека от желаемой. Аналитический центр «ЭЖ» выяснил у читателей газеты, что главное для успеха в России (табл. 3).

Таблица 3. Что главное для успеха в России, %
(можно отметить несколько вариантов)

Определяющий фактор

2016 г.

2012 г.

Связи

60

69

Деньги

44

53

Власть

41

43

Трудолюбие

26

26

Беспринципность

21

28

Престижное образование

10

17

Интеллигентность

7

6

Другое

4

2

Затрудняюсь ответить

2

<1


Спустя четыре года после аналогичного опроса ситуация принципиально не изменилась. Большинство указывает на связи — именно благодаря личной преданности и знакомствам многие сегодня строят свою карьеру. Чуть менее половины респондентов путь к успеху связывают с финансовыми возможностями и административным ресурсом. Беспринципность конкурирует с трудолюбием. Престижное образование и интеллигентность по-прежнему не входят в число важнейших атрибутов успеха.

Уместно подчеркнуть, что политическое доверие большинства так и не трансформировалось в обеспечение их экономических интересов. Отсюда — несправедливость и социальное неравенство, нарушение законов и нарастающее разочарование.

Информация к размышлению

1. По итогам ВЦИОМ наиболее распространено мнение, что для удачи в бизнесе, прежде всего, нужны деньги — 34%, значимость личных качеств отмечают 27%, связей и знакомств — 23%. По мнению уже работающих в бизнесе,   предпринимателю для успеха нужны личные качества (45%) и полезные знакомства (27%). Не хотят открывать собственный бизнес 60% россиян (49% в 1991 г.). (NEWSru.com/Экономика, 31 мая 2016 г.).

2. Результаты глобального опроса, проведённого в 2015 г. ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN в 65 странах мира, показали, что мировой индекс счастья за год вырос на 16 п.п. по сравнению с прошлым годом, а российский — на 35 п.п. («Россияне стали счастливее», «Экономика и жизнь», 2015, № 04 — см. здесь же).

Не будем анализировать «мировой индекс счастья» или преуменьшать значимость ВВП+. Отметим, однако, что страна нуждается в «оздоровлении социальной, экономической и политической систем. Побочным продуктом системного оздоровления стал бы и рост ВВП» (обозреватель ИА «Росбалт» Сергей Селин, http://www.rosbalt.ru/blogs/2016/05/24/1517150.html).

Но пока связи, власть и деньги решают всё, общество не сможет консолидировать свои усилия для достойного цивилизационного рывка.

Разве что последует афористичной реплике главы правительства Дмитрия Медведева, признавшего, что денег нет, но «вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья».

Не очень оптимистично…