При наличии в компании антимонопольного комплаенса она сможет претендовать на снижение штрафа

| статьи | печать

ФАС России подготовила законопроект, стимулирующий внедрение в компаниях антимонопольного комплаенса, то есть мер, направленных на предотвращение антимонопольных правонарушений. Если компания внедрит у себя данную систему, то при совершении некоторых антимонопольных правонарушений ей могут снизить штраф на 1/8 разности максимального и минимального размера штрафа.

На федеральном портале проектов нормативных актов появился текст законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (ID 02/04/06-16/00050178). Его подготовила ФАС России. По мнению Службы, поскольку за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрены крупные оборотные штрафы, а также уголовная ответственность, существует тенденция к усилению контроля за деятельностью доминирующих хозяйствующих субъектов, включая субъектов естественных монополий. Это мотивирует компании к принятию мер, которые позволяют пресекать нарушения антимонопольного законодательства, а именно к внедрению системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).

В связи с этим ФАС России предлагает закрепить в законодательстве определение антимонопольного комплаенса. Под ним будет пониматься совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на такого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. То есть это комплекс мер, которые должны быть предусмотрены во внутрикорпоративных документах компании или холдинга.

Сейчас компании разрабатывают систему антимонопольного комплаенса исключительно по собственной инициативе. Для большинства из них внедрение данной системы так и останется лишь правом. Но для некоторых разработка антимонопольного комплаенса может стать обязанностью. В частности, для госкорпораций, госкомпаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, ГУПов, МУПов, автономных учреждений, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%.

Все эти организации, в случае принятия законопроекта, будут обязаны разработать и принять внутренние акты для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства до 1 января 2017 г. А у организаций, появившихся после его принятия, будет всего шесть месяцев на то, чтобы внедрить антимонопольный комплаенс.

В случае неисполнения этой обязанности организациям и их должностным лицам будет грозить административная ответственность. В КоАП РФ планируется включить новую ст. 14.31.1. В ней будет предусмотрено, что невыполнение требований о принятии внутренних актов для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства РФ (антимонопольный комплаенс) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Также в законопроекте предлагается закрепить положения, которые должны быть предусмотрены во внутренних документах компании, касающихся антимонопольного комплаенса. В частности, в них придется включить:

  • требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением компанией ее деятельности;

  • меры, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением деятельности компании;

  • меры, направленные на осуществление контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;

  • порядок ознакомления работников с документами, регулирующими антимонопольный комплаенс (внутренними политиками, кодексами);

  • информацию о должностном лице, ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса.

Компания вправе будет включить дополнительные требования к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. При этом информацию о принятии таких внутренних документов необходимо будет разместить на своем сайте в интернете.

Наличие в компании антимонопольного комплаенса предлагается рассматривать как смягчающее обстоятельство в случае совершения правонарушений, предусмотренных в ст. 14.31, 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности, недобросовестная конкуренция). Но для этого потребуется соблюсти следующие условия.

Во-первых, нужно, чтобы система антимонопольного комплаенса была организована еще до момента совершения административного правонарушения.

Во-вторых, это не формальное наличие внутренних документов — компании придется подтвердить функционирование системы комплаенса, в том числе посредством прекращения нарушения антимонопольного законодательства.

При соблюдении этих условий компания, нарушившая требования антимонопольного законодательства, предусмотренные ст. 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ, и устранившая нарушение, вправе рассчитывать на снижение штрафа. В частности, за каждое обстоятельство, смягчающее административную ответственность, размер штрафа будет уменьшаться на 1/8 разности максимального и минимального размеров штрафа, предусмотренного за совершение данного правонарушения.