Основы государственного и муниципального контроля подправили и вновь опубликовали

| статьи | печать

Законопроект об основах государственного и муниципального контроля и надзора с изменениями и дополнениями проходит антикоррупционную экспертизу на портале www.regulation.gov.ru. Несмотря на то что итоговый документ увеличился в объеме почти в два раза, в нем учтены далеко не все замечания, высказанные к первоначальной версии законопроекта. Однако основные принципы, заложенные разработчиками, остались неизменными — смещение акцентов с наказания за нарушение обязательных предписаний на их предотвращение.

Проект закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан Минэкономразвития России. Первоначальная версия законопроекта была размещена на портале www.regulation.gov.ru в августе прошлого года для публичного обсуждения. В результате была выявлена необходимость внести в текст корректировки, и законопроект был отправлен на доработку. С 1 по 7 августа этого года законопроект, уже с изменениями и дополнениями, проходит процедуру антикоррупционной экспертизы на портале www.regulation.gov.ru (ID проекта: 04/13/08-15/00039351).

Главная цель нового закона, которая не изменилась после его корректировки, — переход с репрессивного на риск-ориентированный подход, при котором контроль осуществляется с превентивной, а не репрессивной целью. Для этого в проекте выделяются шесть категорий риска причинения вреда по тяжести ущерба охраняемым ценностям, предлагается использование негосударственных форм контроля, профилактика нарушений обязательных требований (подробнее читайте в «ЭЖ», 2015, № 33, с. 07). Предполагается, что предложенные меры помогут снизить административную нагрузку на граждан и организации,чья деятельность является предметом контроля (надзора).

Законопроект после его принятия и приобретения статуса закона должен будет заменить ныне действующий Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В законопроект интегрирована большая часть норм указанного закона, однако новый документ должен будет регулировать более широкий круг правоотношений по сравнению с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поскольку проверки лишь одна из форм осуществления государственного и муниципального контроля и надзора наряду, например, с осмотрами, сборами отчетности и т.д.

Изначально предполагалось, что законопроект вступит в силу с 1 января 2017 г. (за исключением некоторых положений), однако с учетом внесенных изменений эта дата перенесена. В итоге закон должен будет вступить в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены специальные сроки вступления в силу (ст. 70 законопроекта).

Обсуждения законопроекта, разработанного Минэкономразвития России, также проходили в Совете Федерации и Торгово-промышленной палате РФ.

ТПП РФ в целом поддержала идею поправок, однако в ее заключении на законопроект содержалось довольно много критики конкретных положений. Как резюме — законопроект нуждается в доработке и требует проведения дополнительных консультаций с бизнес-сообществом. Заметим, что далеко не все замечания нашли свое отражение в новой версии документа. Например, в заключении было отмечено, что понятия контроля и надзора в законопроекте смешаны, в то время как их существо и субъект различаются, и эта дифференциация должна быть отражена также и в законе. Однако в нынешней версии законопроекта понятия контроля и надзора так и остались равны друг другу. Определение и для контроля, и для надзора в проекте осталось единым (ст. 2 законопроекта).

Совет Федерации по итогам обсуждения рекомендовал правительству определить уполномоченный госорган, ответственный за установление порядка согласования совместных проверок органов контроля (надзора) при формировании прокуратурой субъекта РФ ежегодного плана проверок в субъекте РФ, а также определить комплекс показателей оценки результативности деятельности органов контроля (надзора), отражающих степень достижения общественно значимых результатов контроля (надзора). Однако никакой конкретики относительно данных вопросов в итоговом тексте законопроекта так и не появилось.

Подконтрольные субъекты могут сами себя проконтролировать

В первоначальной версии законопроекта среди форм мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований была указана такая форма, как предоставление возможности по самостоятельной оценке гражданами и организациями соблюдения ими обязательных требований (ст. 55 законопроекта в первой ред.). Однако суть такой возможности в документе не была раскрыта. В новой же редакции институт добровольного декларирования ответственности регулируется намного подробнее. В частности, ст. 13 законопроекта устанавливает возможность использования результатов самостоятельной или независимой оценки соблюдения обязательных требований для целей государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Такую оценку подконтрольные субъекты смогут проводить своими силами или же с привлечением третьих лиц, независимых от органа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Результаты этой оценки в случаях, предусмотренных федеральным законом, должны будут учитываться при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Кроме того, граждане и организации вправе будут в добровольном порядке подтверждать соблюдение ими обязательных требований в их деятельности и соответствие используемых ими производственных объектов обязательным требованиям. Результаты оценки соблюдения обязательных требований и соответствия используемых производственных объектов обязательным требованиям должны будут учитываться контрольными и надзорными органами при отнесении деятельности гражданина, организации, производственного объекта к соответствующей категории риска (класса опасности) и определения интенсивности (форм, продолжительности, объема и периодичности) форм государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и в иных целях, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 13 законопроекта).

Более того, запрещено будет проведение плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением членами саморегулируемых организаций обязательных требований, предъявляемых к ним в связи с осуществлением такой деятельности, если членство в саморегулируемой организации является условием осуществления соответствующей деятельности. В отношении членов СРО допустимы лишь внеплановые проверки, и для СРО должна быть обеспечена возможность направить своего представителя для присутствия при проведении такой проверки (п. 3, 4 ст. 13 законопроекта).

В законах можно будет закреплять право контрольного (надзорного) органа заключать с СРО, членство в которой для граждан и организаций является добровольным, соглашение об обеспечении соблюдения обязательных требований. В соответствии с таким соглашением СРО будет обеспечивать соблюдение ее членами обязательных требований, предъявляемых к предпринимательской или иной профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования указанной организации, а контрольный (надзорный) орган в свою очередь сократит количество форм и мероприятий государственного или муниципального контроля, проводимых в отношении членов саморегулируемой организации, либо сократит их частоту, изменит форму их проведения.