Наружная реклама: что поменялось?

| статьи | печать

В нескольких крупных городах нашей родины год назад были проведены масштабные торги на разрешение размещения рекламных конструкций. Для победителей это означает тотальную катастрофу.

Кардинальные новшества

В феврале 2016 года И. Шувалов обратил внимание многих федеральных министерств на то, что нужно кардинально менять законодательство об установке и размещении наружной рекламы. Был разработан большой блок поправок к Постановлению Госстандарта России от 22.04.2003, утвердившему ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

Было решено, что применение требований ГОСТа растянется в переходном периоде до 2020 года, и никаких проблем в течение нескольких последующих лет не должно было возникнуть. Но, к большому сожалению, проект документа, который подготовлен Минпромторгом России, предусмотрел применение установленных правил в короткие сроки, которые не совпадают с ранее обговоренными. Правительства многих городов, которые уже провели торги или готовятся к ним, другие ведомства резко критикуют такое решение.

Весной 2016 года была готова уже новая редакция ГОСТа о наружной рекламе, в результате которой применение ГОСТа из добровольного превращается в обязательное. Минпромторг опубликовал на своем сайте документ, согласно которому требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 № 1033, в обязательном порядке применяются к возводимым с 1 марта 2016 г. средствам наружной рекламы.

Было введено совершенно новое понятие для российского права, а именно «коридор безопасности». Суть данного проекта проста: в этом «коридоре» размещать рекламу будет строго запрещено. Но на этом все не заканчивается. Афиши, объявления рекламного характера возле светофоров будут запрещены. Под запрет подпадают также и всевозможные арочные конструкции на дороге. Урегулирован будет необходимый метраж – отступ от рекламных стендов до светофоров, дорожных знаков и пешеходных переходов. Законодатели при воплощении того самого «коридора» брали в расчет достаточно большой спектр нюансов: это и ширина проезжей части, и скорость движения для автомобилей на конкретной дороге. По подсчетам специалистов, в России в среднем данным требованиям не отвечает 60–70% всех присутствующих вблизи дорожного полотна рекламных конструкций. В городах федерального значения практически все рекламные стенды не соответствуют этим требованиям (около 90%).

Постановление Правительства России, которое бы подкрепило это решение, еще до сегодняшнего дня не принято. Проект постановления поручили разработать Минпромторгу России. В мае 2016 года ведомство опубликовало проект этого документа в общедоступных источниках. В нем, впрочем, как и в любых документах такого рода, указывался срок для перехода. Переходный период министерство обозначило с 2016 до 2020 года. Также нельзя не отметить, что недавно всплыла новая информация, по которой сообщается следующее: в Минпромторге решили срезать углы, сократив срок до минимума. Составлена целая программа, согласно которой придется демонтировать всю наружную рекламу вблизи дорожного полотна. Сроки обозначили следующие (условно их можно поделить на два блока).

Блок 1:

– до 1 июля 2017 года придется демонтировать все «двигатели торговли», которые находятся над дорогой и у обочины дороги; убрать придется также все рекламные сооружения, находящиеся на полосах, предназначенных для обгона;

– до 1 января 2018 года подлежат демонтажу все конструкции, размещающиеся на дорогах и улицах, которые признаны аварийно-опасными; избавиться от таких конструкций придется также и на переездах вблизи железной дороги, около развязок для автомобилей, на мостах и т. д.

Блок 2:

– до 1 июля 2018 года подлежат демонтажу рекламные конструкции, которые размещались возле пешеходных переходов; здесь нам даются специальные рамки, так как не все такие конструкции нужно сносить. Сносу будут подлежать только те, которые размещались на расстоянии более 150 м от перехода не в населенном пункте и более 50 м – непосредственно в городах и поселках;

–до 1 января 2019 года нужно избавиться от рекламных конструкций, которые размещены с нарушениями российского федерального закона; установлен запрет на какую-либо пролонгацию дозволений на установку конструкций вблизи с дорожным полотном.

Кто в выигрыше?

Изменения в нашем законодательстве предполагают капитальные, скорее, максимальные ограничения по сооружению и размещению рекламы на дороге. Наверное, было бы неправильно не задаться вопросом о том, как данные поправки смогут отразиться на малом и среднем бизнесе. Выиграет он или проиграет? Достаточно много аргументов свидетельствуют о том, что некоторый бизнес прогорит и останется с большими долгами.

В нескольких крупных городах нашей родины год назад были проведены масштабные торги на разрешение размещения рекламных конструкций. Для победителей это означает тотальную катастрофу. Победители торгов, которые уже внесли денежные средства в федеральный бюджет на установку всевозможных рекламных щитов, не будут в восторге от того, что все это придется убрать в соответствии с законодательством. Уже большой комплекс объединений и организаций, инвесторов, предпринимателей и граждан обратились в Минпромторг России с просьбой о том, чтобы переходный период увеличили. Только тогда победители торгов смогут разобраться со всем этим с минимальными финансовыми потерями.

Правительство Санкт-Петербурга высказало точно такую же точку зрения, аргументируя это тем, что на кону большие вложенные финансовые средства и силы. По сути, министерство приняло решение само, без каких-либо обсуждений и совещаний с другими ведомствами и органами. Но местное правительство занялось этой проблемой заранее, так как Питер еще не проводил торгов, а только готовится к их проведению, в отличие от столицы. Хотя вся подготовка из-за этих нововведений уже давно должна быть приостановлена. В Петербурге на данный момент этот вопрос повис в воздухе, и нет никакой правовой определенности.

Еще весной этого года правительство Санкт-Петербурга начало активную сверку всех существующих рекламных конструкций. По официальной версии, на данный момент в Питере находятся в строительстве около 7 тыс. таких конструкций, при этом, что самое страшное, шесть из них уже проверили. К августу ревизия должна была быть законченной. У каждой рекламной конструкции в соответствии с законодательством будет свой паспорт. Торги хотели объявить к началу сентября. По данным специалистов, в том году стартовая цена с торгов мест для размещения наружной рекламы составила около 9 млрд руб. Теперь несложно будет посчитать, сколько примерно потеряли те города, которые уже провели торги. Это и столица, и Сочи, и Казань. Огромное количество финансов было заложено в казну, и потрачены они были, по сути, зря, так как все эти размещенные конструкции не соответствуют установленным госстандартам.

Какой можно сделать вывод из всего этого? Выиграли ли бизнес, правительства городов? Нет, никто не выиграл, все в проигрыше. Все потеряли большую сумму денег, подписали огромное количество официальной документации напрасно. Поэтому данный вопрос нужно продолжать бурно обсуждать, поднимать его выше министерств в Администрацию Президента РФ, для того чтобы пересмотрели данное решение и подумали, как его изменить в лучшую сторону с учетом всех мнений.