Время приучать платить налоги, и время отучать от этого

| статьи | печать

Законодатели и чиновники наперебой выступают с предложениями о повышении налогов. Нет расчетов, как это поможет наполнению бюджетов. Зато есть сомнения, что вообще как-то поможет, а не снизит и так невысокие доходы.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин высказался в интервью «Комсомольской правде» в том духе, что пришло время отменять плоскую шкалу НДФЛ. Мол, вводили общие 13% для того, чтобы приучить граждан платить налоги. Задача выполнена. Так что можно теперь обсуждать введение разных ставок по налогам в зависимости от уровня дохода физлиц.

Это зачем? Нет корректных расчетов, которые бы показали, что прогрессивная шкала принесет больше доходов, есть только мнения. У вице-премьера Ольги Голодец есть мнение по этому поводу, она высказалась в пользу введения прогрессивной шкалы подоходного налога и сказала, что уравниловка неприемлема.

Есть другие соображения. К примеру, уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов в эфире радио «Эхо Москвы» выразил уверенность, что отмена плоской шкалы приведет к бегству бизнеса из страны и заметил: неудивительно, что инициатива прозвучала сразу после выборов.

Конечно, и сторонники, и противники отмены плоской шкалы преувеличивают выгоды или опасности от предлагаемых изменений. Нет никакой уравниловки: 13% с 300 000 больше, чем те же проценты с 40 000. Недаром известны и регрессивные шкалы налогообложения, когда чем больший показывает человек доход, тем меньший процент взимается с него в виде налогов. И бизнес не ринется массово из страны, разве что больше зарплат уведет в тень. Это реальная опасность, и тогда бюджет пострадает.

Есть старое золотое правило: не ломать то, что работает. А налоговая система в стране работает, и неплохо. Очевидно, что бюджетные трудности последних лет никак не связаны с ущербностью нашей налоговой системы.

Однако бюджетные трудности есть, от государственных людей как бы ожидают там, наверху, внятных предложений, что делать. Люди начинают нервничать и лихорадочно вспоминать что-нибудь похожее на инициативы. С. Нарышкин и О. Голодец вспомнили про прогрессивную шкалу.

Примерно так некоторые политики, когда надо как-то побыстрее высказаться, затевают старый разговор на тему, стоит ли выносить тело Ленина из Мавзолея или не стоит.

Минфиновские сотрудники действуют более изощренно. Они регулярно предлагают практически все налоги повышать. Теперь НДС им не дает покоя. Минфин свои предложения сопровождает прикидками, сколько получит бюджет при реализации его идей.

Государственных проблем, если под ними понимать достижение развития экономики, предлагаемые спикером, вице-премьером и группой Минфина мероприятия, скорее всего, не решат. Хотя еще усекут и так тающие доходы среднего класса.

При этом известно, в чем настоящая «закавыка», об этом нередко говорил все годы своего президентства и Владимир Путин. Она в недостаточной диверсификации экономики. Еще — в недостаточно быстром развитии малого и среднего бизнеса. В процветающих на планете странах этот бизнес производит более половины ВВП, у нас, говорят, его доля составляет чуть более 20%, хотя есть мнения, что и этот показатель сильно завышен.

Вот что любопытно: отечественные чиновники и законодатели, что бы не происходило, не спешат предлагать не списки налогов на повышение, а меры для исполнения пожеланий президента по той же диверсификации и увеличению доли небольшого бизнеса в общем хозяйстве. Если, конечно, иметь в виду реальные меры, а не программы, которые требуют для реализации уполномоченными на это людьми немало денег, но практически никогда не приводят к достижению декларированных результатов.