Поставщикам российского свободного программного обеспечения хотят установить дополнительные преференции

| статьи | печать

Госдума рассмотрит инициативу о разделении программного обеспечения на два вида — проприетарное (закрытое) и открытое, а также о предпочтении в госзакупках российского свободного программного обеспечения. По мнению разработчиков законопроектов, установленного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 запрета на закупку иностранного софта при наличии российского аналога оказалось недостаточно.

По инициативе депутатов в Госдуму внесены два законопроекта, которые направлены на повышение спроса на отечественное программное обеспечение. В одном из них установлены новые ограничения на госзакупки импортного программного обеспечения (№ 1187178-6). Во втором предлагается поправить законодательство в связи с введением ограничений в отношении иностранного софта (№ 1187187-6).

В законопроектах предусмотрено, что программное обеспечение необходимо разделить на два вида: проприетарное (закрытое) и открытое.

Разница заключается в следующем: владелец проприетарного программного обеспечения распространяет его с помощью технических средств либо лицензионных соглашений, в которых предусмотрен запрет на копирование, модификацию и распространение программного продукта. А свободное программное обеспечение распространяется по открытым лицензиям, то есть пользователь может использовать его с любой целью, распространять копии программы, модифицировать и публиковать свою улучшенную версию. Такое разграничение предложено в связи с необходимостью импортозамещения программного обеспечения. В частности, предлагается установить приоритет на закупки государственными и муниципальными заказчиками свободного программного обеспечения, произведенного в России.

По мнению разработчиков, такие преференции необходимо установить в срочном порядке. Это связано с тем, что уже случались ситуации, когда западные компании разрывали отношения с российскими, в том числе по стратегически важным проектам. К примеру, такая ситуация сложилась в 2015 г. между корпорацией IBM и компанией «Ланит». Тогда возникла вероятность уязвимости общероссийского официального сайта «Государственные закупки» (www.zakupki.gov.ru), реализованного на закрытой проприетарной платформе IBM. Создание этой платформы потребовало 3 млрд руб. из бюджета.

Также депутаты считают, что запрета на закупку иностранного программного обеспечения, отсутствующего в специальном реестре российского программного обеспечения, недостаточно. Этот запрет установлен постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — постановление № 1236). В нем предусмотрено, что купить иностранное программное обеспечение можно только в случае отсутствия в реестре отечественного программного обеспечения с необходимыми функциональными, техническими и эксплуатационными характеристиками. Потребность в соответствии такого программного продукта определенным характеристикам заказчик должен обосновать.

Однако этот запрет не работает в полную меру. Госзаказчики зачастую обходят положения постановления № 1236, ссылаясь на отсутствие требуемого программного обеспечения в реестре отечественного программного обеспечения.

В связи с этим в законопроекте № 1187178-6 предлагается установить обязанность заказчиков при закупке проприетарного (закрытого) программного обеспечения подготовить обоснование невозможности закупки свободного программного обеспечения и сопутствующих услуг у российской компании для целей своего дальнейшего использования. В этом обосновании нужно будет указать:

  • отсутствие в наличии аналогичного свободного программного обеспечения и сопутствующих услуг, предоставляемых российским поставщиком;

  • класс программного обеспечения (согласно документам по стандартизации, принятым в соответствии с законодательством РФ о стандартизации), которому должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

  • установленные заказчиком требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки;

  • функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым свободное программное обеспечение и сопутствующие услуги не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки.