Конец безусловной ответственности

| статьи | печать

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ (СКЭС) 18.08.2016 приняла Определение № 309-КГ16-838, которое представляет интерес для всех налогоплательщиков. В нем сформулированы некоторые подходы к разрешению споров, связанных с расходами по налогу на прибыль и налоговыми вычетами по НДС, полученными от поставщиков, которых налоговые органы подозревают в уклонении от налогообложения.

Установив признаки фиктивной деятельности контрагентов, в том числе поставщиков второго и последующих уровней (отсутствие в штате организации соответствующего персонала, нахождение по адресам массовой регистрации, непризнание подписантом первичных документов своей подписи, неотражение полученной от налогоплательщика оплаты в составе выручки и т. д.), налоговые органы склонны отказывать налогоплательщикам в вычетах по НДС и учету соответствующих расходов по налогу на прибыль. В ряде случаев суды поддерживают налоговые органы, указывая, что налогоплательщик получил от отношений с такими контрагентами необоснованную налоговую выгоду (определения судьи ВС РФ от 29.06.2016 № 305-КГ16-6800; ВАС РФ от 24.10.2013 № ВАС-15613/13 и др.).

Похожие обстоятельства были выявлены налоговым органом и в деле № А60-4982/15, что стало основанием для признания налоговых претензий обоснованными (Арбитражным судом УО в удовлетворении требований налогоплательщика было отказано, притом что суды первой и апелляционной инстанций налогоплательщика поддержали).

Отменяя постановление Арбитражного суда УО и оставляя в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, судьи СКЭС отметили, что реальность сделок самого налогоплательщика с поставщиками налоговым органом под сомнение не ставится. Иными словами, налогоплательщик действительно приобрел у подозреваемых в недобросовестности поставщиков те товары, расходы и налоговые вычеты по которым предъявил к уменьшению своей налоговой базы. С учетом того что налогоплательщиком была проявлена надлежащая осмотрительность, то есть были проведены действия, направленные на сбор информации о поставщиках (запрошены заверенные копии регистрационных и учредительных документов; заверенные копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц на осуществление действий от имени спорных контрагентов, паспорта, удостоверяющие личность должностных лиц; проверены факты внесения записи о создании спорных контрагентов в ЕГРЮЛ), СКЭС пришла к выводу о том, что налогоплательщик имеет право на учет соответствующих вычетов и расходов.

Определение СКЭС от 18.08.2016 № 309-КГ16-838 имеет существенное значение для практики судов по налоговым спорам, поскольку ориентирует суды на отход от возложения на налогоплательщика безусловной ответственности за уплату налогов его контрагентами и предлагает проверять действительное исполнение совершенных налогоплательщиком сделок, а также учитывать реальные возможности налогоплательщика для проверки добросовестности своих контрагентов. В данном Определении имеет существенное значение подробное описание мотивов, по которым судьи СКЭС пришли к своим выводам.