Российский бизнес — под давлением санкций

| статьи | печать

40% компаний — субъектов МСП (малые и средние предприятия) отмечают усиление негативного влияния санкций Запада на бизнес, две трети организаций прогнозируют по итогам 2016 г. прибыль не выше прошлогоднего уровня. В сложившейся ситуации каждый десятый субъект МСП планирует обратиться за господдержкой. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей МСП, проведенного аналитическим центром НАФИ в августе 2016 г.

Не менее 40% представителей малого и среднего бизнеса отметили, что за прошедший год почувствовали на своем бизнесе влияние западных санкций. Это мнение в большей мере свойственно руководителям среднего бизнеса (50%). Почти половина российских предпринимателей отметили, что санкции на их бизнесе никак не отразились (48%), однако такая позиция в основном была озвучена руководителями малых организаций (54% против 42% средних).

Две трети предприятий к концу 2016 г. планируют сохранить прибыль на уровне 2015 г. (39%) или ожидают получить меньшую прибыль (27%). Каждая десятая компания вовсе не ожидает к концу года прибыли (11%), и чем меньше организация, тем чаще предприниматели озвучивают такой сценарий (12% микрокомпаний против 7% средних). Прогнозируют рост прибыли не более 16% российский компаний.

В такой непростой экономической ситуации растет интерес предпринимателей к государственным программам поддержки бизнеса. На сегодняшний день воспользовались такой поддержкой не более 1% предприятий, однако каждая десятая компания заявляет о планах обращения за поручительством региональной гарантийной организации. Не имеют таких планов три четверти организаций (75%), и в основном это микропредприятия (80%).

«В условиях усиления влияния санкций вопрос об эффективности мер господдержки стоит особенно остро. В последнее время на уровне государства были сделаны несколько заявлений о необходимости развития новых механизмов помощи бизнесу. Тем не менее результаты опроса говорят о преобладании скорее негативного отношения предпринимателей к предлагаемым мерам поддержки», — считает Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований аналитического центра НАФИ. По ее словам, знание о них и пользование остаются на низком уровне. Причины неэффективности программ господдержки сводятся к тому, что они фрагментарны и нацелены на ограниченный круг пользователей. Пласт предприятий из сферы торговли, услуг и операций с недвижимым имуществом оставляются «за бортом». И конечно, незнание возможностей госпрограмм часто связано с отсутствием скоординированной информационной политики.