Трудовое право: какие изменения необходимо учитывать в 2017 г.?

| статьи | печать

В 2017 г. вступает в силу ряд поправок в Трудовой кодекс РФ, начинают действовать отложенные на время правовые нормы, касающиеся отношений работников и работодателей. Об актуальных изменениях в регулировании трудовых отношений — в материале «ЭЖ».

Какие новеллы трудового права начинают действовать в 2017 г.?

Локальные нормы микропредприятий

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ, который ввел в Трудовой кодекс РФ главу 48.1, регулирующую особенности труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям.

Как известно, к микропредприятиям отнесены организации и индивидуальные предприниматели, включенные ФНС России в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и отвечающие критериям, которые установлены ст. 4, 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ), а также п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Компании попадают под критерии микропредприятия, если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год у них составляет не более 15 человек (подп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ), а размер годового дохода по всем видам осуществляемой деятельности за предшествующий календарный год не превышает 120 млн руб.

Новая ст. 309.2 ТК РФ позволяет работодателю — субъекту малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, например правил внутреннего трудового распорядка, положений об оплате труда и премировании, графиков сменности и других.

Однако вопросы, которые согласно Трудовому кодексу РФ по общему правилу регламентируются локальными правовыми актами, необходимо будет отражать в индивидуальных трудовых договорах. А подготовить свой образец трудового договора с работниками микропредприятиям придется на основе типовой формы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858.

Если компания относится к микропредприятиям и заключенные до 1 января 2017 г. трудовые договоры с работниками содержат все необходимые условия, изменения в них вносить необязательно. Если работодатель намерен и в дальнейшем использовать (разрабатывать и утверждать) локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, то изменять условия уже заключенных трудовых договоров также не требуется.

Работодатель должен вернуться к локальным нормативным актам, регулирующим трудовые отношения и непосредственно связанные с ними правоотношения, не позднее четырех месяцев после утраты статуса микропредприятия, то есть с даты внесения соответствующих изменений в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Профстандарты и Трудовой кодекс

Новации коснулись и порядка применения профессиональных стандартов, которые дают характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Ранее обязательность применения профессиональных стандартов была установлена ч. 2 ст. 57 ТК РФ только для случаев, когда с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами. В трудовых договорах наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках (ЕКС, ЕТКС) или профессиональных стандартах (подробнее читайте в материале «Профессиональные стандарты: применять или не применять?», «ЭЖ», 2016, № 29).

Теперь работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации работника прямо установлены в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

Например, постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 установлены особенности применения профстандартов государственными внебюджетными фондами, государственными или муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, квалификационные требования закон устанавливает для работников, занимающихся педагогической деятельностью (ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), медицинской и фармацевтической деятельностью (ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), деятельностью по перевозке автомобильным и электрическим транспортом (приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287).

Если в законе требований о соответствии работника профстандартам нет, то они носят рекомендательный характер. Такова позиция Минтруда России, изложенная в письме от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. Надо отметить, что на сегодняшний день конкретного перечня должностей, для которых соответствие квалификации работника профстандарту является обязательным требованием, нет.

Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), а также информация о разрабатываемых и планируемых к разработке профессиональных стандартах размещаются на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций (http://vet-bc.ru).

Работодатель, не применяющий профстандарты, когда этого требует закон, рискует, поскольку ГИТ может выдать ему предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а затем привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции относится к полномочиям работодателя (см. письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Чтобы уволить сотрудника, квалификация которого не соответствует требованиям профстандарта, работодатель обязан сначала направить его на аттестацию, которая должна подтвердить, что квалификация работника недостаточна для выполнения трудовой функции.

Независимая оценка квалификации

Проверить квалификацию сотрудников теперь можно не только посредством аттестации, но и прибегнув к независимой оценке — с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон № 238-ФЗ).

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России, проведенная центром оценки квалификаций (ЦОК).

Статья 2 Закона № 238-ФЗ для целей его применения определяет, что соискатель — это работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившееся в том числе по направлению работодателя в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации. Направить работника на прохождение оценки квалификации работодатель может только с его письменного согласия (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

В появлении института независимой оценки квалификации заинтересованы как работодатели, так и работники. Работодатели смогут получить объективное представление о квалификации работников и соискателей. Гражданин же при трудоустройстве или для продолжения работы в своей организации сможет получить независимую оценку его знаний, умений и навыков даже при отсутствии соответствующего уровня образования.

Базовым центром профподготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров согласно распоряжению Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р является автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций».

Оценку квалификации проводят специализированные центры. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки советом по профессиональным квалификациям, который также является участником системы независимой оценки квалификации (п. 1 ст. 8 Закона № 238-ФЗ).

Независимая оценка квалификации осуществляется за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц, если инициатором прохождения независимой оценки становится работник. В случае когда на прохождение независимой оценки сотрудника направляет организация, оценка проводится за счет работодателя.

Правила проведения специализированным центром независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена установлены постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок ЦОК выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока совет по профессиональным квалификациям осуществляет проверку, обработку и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя (п. 4 ст. 4 Закона № 238-ФЗ).

В связи с принятием Закона № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации некоторые изменения потребовалось внести и в Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ). Так, часть 1 ст. 197 ТК РФ наравне с правом работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование закрепляет право на прохождение независимой оценки квалификации. Работодатель с согласия работника может направить его на независимую оценку квалификации. Оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя (ч. 2 ст. 187 ТК РФ).

Статья 196 ТК РФ дополнена ч. 6, согласно которой при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Частью 1 ст. 187 ТК РФ работнику, направленному для прохождения независимой оценки квалификации, гарантировано сохранение должности и средней заработной платы по основному месту работы. Работникам, направляемым на прохождение оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, которые отправляются в служебные командировки.

Надо отметить, что изменений в ст. 81 ТК РФ, в которой перечислены основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, Закон № 238-ФЗ не внес. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что уволить работника по причине его несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе можно только по результатам аттестации, а вот неудовлетворительные результаты независимой оценки квалификации основанием для увольнения быть не могут.

Новеллы в оформлении трудовых отношений

С 1 января 2017 г. вступил в силу абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, согласно которому среди прочих документов, предъявляемых при заключении трудового договора, гражданин, поступающий на работу, должен предоставить справку о том, являлся ли он подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (Федеральный закон от 13.07.2015 № 230-ФЗ).

Отметим, что такая справка представляется при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Административный регламент о предоставлении государственной услуги по выдаче соответствующих справок утвержден приказом МВД России от 24.10.2016 № 665.

С 28 июня 2017 г. вступят в силу изменения, внесенные в п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ Федеральным законом от 28.12.2016 № 505-ФЗ. Новации касаются уточнения оснований расторжения по инициативе работодателя трудового договора с работником, который не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Уточняется, что понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в ТК РФ в значении, определенном Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Кроме того, Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ уточнил, что ст. 349.1 ТК РФ касается особенностей регулирования труда не только государственных компаний и корпораций, но и публично-правовых компаний.

Зарплата топ-менеджеров отрегулирована

С 1 января 2017 г. начали применяться предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов ОМС, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий. Напомним, что ч. 2 ст. 145 ТК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ установлено, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров вышеуказанных фондов, учреждений и предприятий определяется их учредителями в размере, не превышающем размера, установленного соответственно актами Правительства РФ, субъектов РФ либо актами органов местного самоуправления.

Кроме того, информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций размещается на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений и предприятий в установленном законодательством порядке (ст. 349.5 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 внесены дополнения в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922), которые устанавливают правила исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, а также работников государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов ОМС, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий.

Помимо этого, в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583) уточнено, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) определяется нормативным правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующих федеральных учреждений в кратности от одного до восьми.

Несоблюдение указанных требований закона о предельном уровне соотношения среднемесячной заработной платы может стать дополнительным основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации (ч. 2 ст. 278 ТК РФ в редакции Федерального закона 03.07.2016 № 347-ФЗ).

Водителей-иностранцев станет меньше

Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315 «Об установлении на 2017 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации» сохраняет запрет на использование труда иностранных работников для организаций со следующими видами деятельности:

  • розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках);

  • розничная торговля в нестационарных торговых объектах и на рынках;

  • прочая розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков.

Допустимая доля иностранных работников в сфере деятельности сухопутного пассажирского транспорта снижена с 40 до 30% общей численности работников компании, в сфере деятельности автомобильного грузового транспорта — с 35 до 30%.

Кроме того, водители-иностранцы до 1 июня 2017 г. обязаны получить водительские права российского образца, поскольку вступает в действие п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, не допускается (Федеральный закон от 07.05.2013 № 92-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 130-ФЗ). Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий. Нарушение этого запрета может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 50 000 руб. (ст. 12.32.1 КоАП РФ).