Ассорти ответов по страховым взносам

| статьи | печать

Желание организаций заручиться поддержкой Минфина России и налоговой службы по вопросам, связанным с обложением выплат страховыми взносами, вполне понятно. Ведь с этого года администрированием взносов занимаются налоговики. Мы подготовили обзор последних разъяснений контролирующих органов, с которым полезно будет ознакомиться компаниям.

Пониженные тарифы для участников СЭЗ в Крыму

В письме от 03.02.2017 № БС-4-11/1934@ специалисты ФНС России разъяснили порядок использования пониженных тарифов страховых взносов участниками свободной экономической зоны (СЭЗ) в Республике Крым и г. Севастополе.

Право на расчет страховых взносов по пониженным тарифам организациям и индивидуальным предпринимателям, получившим статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Закон № 377-ФЗ), дает подп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ. В этом случае взносы в Пенсионный фонд рассчитываются по тарифу 0,6%, в ФСС России — по тарифу 1,5%, в ФФОМС — по тарифу 0,1% (подп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ). Начать использовать пониженные тарифы организации и бизнесмены могут с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они получили статус участников СЭЗ (п. 10 ст. 427 НК РФ). Такой порядок расчета страховых взносов может использоваться участниками СЭЗ в течение десяти лет с момента получения такого статуса.

Согласно ч. 19 ст. 13 Закона № 377-ФЗ лицо приобретает статус участника СЭЗ со дня внесения в единый реестр участников СЭЗ записи о его включении в этот реестр. Данная запись делается после заключения организацией (индивидуальным предпринимателем) договора об условиях деятельности в СЭЗ (ч. 18 ст. 13 Закона № 377-ФЗ). Одновременно участнику СЭЗ направляется свидетельство о включении его в единый реестр.

А как определить срок применения данной льготы в ситуации, когда участником СЭЗ было заключено несколько договоров об условиях деятельности в СЭЗ? Вот что по этому вопросу сообщили специалисты ФНС России.

Свидетельство о включении компании в вышеназванный реестр выдается один раз. Если компания уже имеет статус участника СЭЗ и при этом заключает второй договор об условиях деятельности в СЭЗ, то новое свидетельство не выдается. Ведь статус участника СЭЗ организация уже получила при заключении первоначального договора, и он продолжает действовать.

Исходя из этого, налоговики пришли к следующему выводу. В случае заключения плательщиком страховых взносов нескольких договоров об условиях деятельности в СЭЗ десятилетний период, в течение которого могут применяться пониженные тарифы страховых взносов, исчисляется со дня внесения в единый реестр записи о включении плательщика в данный реестр в связи с заключением первоначального договора об условиях деятельности в СЭЗ. Из этого правила есть исключение. Оно касается ситуации, когда на момент заключения второго договора об условиях деятельности в СЭЗ первый договор либо закончился, либо был расторгнут. В этом случае десятилетний срок применения пониженных тарифов рассчитывается с момента внесения в единый реестр записи о включении плательщика в указанный реестр в связи с заключением второго договора об условиях деятельности в СЭЗ.

Отметим, что чуть ранее аналогичную позицию высказали специалисты Минфина России (письмо от 17.01.2017 № 03-05-07/1582).

Вознаграждение по лицензионному договору

В письме от 07.02.2017 № БС-4-11/2190 специалисты ФНС России рассмотрели следующую ситуацию. Организация заключила с физическим лицом лицензионный договор. По его условиям физическое лицо — обладатель исключительного права на программное обеспечение предоставило компании неисключительную лицензию на право распространять это программное обеспечение. За это организация выплачивает физическому лицу вознаграждение. Можно ли такое вознаграждение вывести из-под обложения страховыми взносами?

Налоговики дали положительный ответ на данный вопрос. Приведем логику рассуждений налоговой службы.

По общему правилу объектом обложения страховыми взносами признаются в том числе выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (п. 1 ст. 420 НК РФ). Однако вознаграждения по гражданско-правовым договорам не будут облагаться взносами, если предметом договора является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Об этом сказано в п. 4 ст. 420 НК РФ.

Специалисты ФНС России указали, что программы для ЭВМ не относятся к произведениям науки, литературы и искусства, а являются отдельно выделенными результатами интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Гражданин, обладающий исключительным правом на результат интеллектуальный деятельности, является правообладателем. Он может по своему усмотрению использовать результат не противоречащим закону способом (ст. 1229, п. 1 ст. 1233 ГК РФ). Например, предоставить другому лицу права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор). При этом в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения, в том числе и программы для ЭВМ, считается распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.

Исходя из вышеназванных норм законодательства, налоговики пришли к выводу, что лицензионный договор, по которому физическое лицо — обладатель исключительного права на программное обеспечение за вознаграждение предоставляет юридическому лицу неисключительную лицензию на право распространения этого программного обеспечения, является договором, связанным с передачей в пользование имущественных прав. Поэтому вознаграждение по такому договору не относится к объекту обложения страховыми взносами.

Следует сказать, что Минтруд России придерживался аналогичного подхода в отношении начисления страховых взносов в рассматриваемой ситуации на основании утратившего силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (письмо от 29.10.2015 № 17-3/В-529).

Страховые взносы для крупнейших

Предположим, компания является крупнейшим налогоплательщиком и имеет обособленные подразделения. Они до 1 января 2017 г. самостоятельно начисляли выплаты своим работникам, а также уплачивали страховые взносы и сдавали расчеты во внебюджетные фонды по месту своего нахождения. В каком порядке в этом году они должны платить взносы и сдавать отчетность?

Вот что по этому поводу сообщили специалисты Минфина России в письме от 30.01.2017 № 03-15-06/4424.

Уплата страховых взносов и представление расчетов производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подп. 11 ст. 431 НК РФ). С этого года для плательщиков страховых взносов с обособленными подразделениями введена новая обязанность. Так, согласно подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ такие компании должны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о наделении обособленного подразделения полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Сделать это нужно в течение одного месяца со дня издания соответствующего приказа.

Но такая обязанность возложена только на те компании, которые наделили свои обособленные подразделение вышеуказанными полномочиями после 1 января 2017 г. (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Финансисты указали, что крупнейшие налогоплательщики представляют все декларации и расчеты в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (п. 1 и 3 ст. 80 НК РФ). Однако между понятиями «налогоплательщик» и «плательщик страховых взносов» нельзя поставить знак равно.

Глава 34 НК РФ не устанавливает для крупнейших налогоплательщиков каких-либо особенностей по представлению расчетов по страховым взносам.

Таким образом, если в организации до 1 января 2017 г. обособленные подразделения сами производили начисления выплат своим работникам, перечисляли взносы и представляли расчеты по месту своего нахождения и данный порядок в этом году не изменился, то с 1 января 2017 г. такая организация по-прежнему уплачивает взносы и сдает расчеты как по месту своего нахождении, так и по месту нахождения подразделений, наделенных полномочиями по начислению выплат работникам и уплате страховых взносов. При этом у такой организации не возникает обязанность, предусмотренная подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ.