Пользование курортной инфраструктурой может стать платным — законопроект о курортном сборе поступил в Госдуму

| статьи | печать

Правительство РФ задумало провести эксперимент по развитию курортной зоны и ввести курортный сбор в отдельных регионах России. Выплачивать сбор будут туристы, а на владельцев гостиниц, мини-отелей и наймодателей квартир будет возложена обязанность по учету плательщиков, исчислению и взиманию сбора.

На прошлой неделе Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» № 169585‑7 (далее — законопроект). Эксперимент заключается во введении на территориях указанных регионов платы за пользование курортной инфраструктурой — курортного сбора.

По мнению разработчиков законопроекта, подобная мера будет способствовать развитию курортов, формированию единого туристского пространства, созданию благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма. Собранные денежные средства должны быть направлены на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоуст­ройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента. Под курортной инфраструктурой в рамках законопроекта понимается совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, расположенных на территории эксперимента.

Согласно законопроекту размер курортного сбора не должен превышать 100 руб. за сутки фактического пребывания в объекте размещения. При этом он может быть дифференцирован в зависимос­ти от сезонности (в том числе снижен до 0 руб­.), времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, местонахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента. Конкретные размеры сбора будут устанавливать сами субъекты РФ. В принципе субъекты РФ могут и вовсе отменить курортный сбор.

Предполагается, что курортный сбор будет введен не на всей территории субъектов, попавших под эксперимент, а на территории конкретных муниципальных образований, соответствующих определенным критериям. Критерии должно будет установить Правительство РФ.

Платить курортный сбор придется лицам, находящимся в объектах размещения более 24 часов. Под объектом размещения в законопроекте понимается индивидуально-определенное здание, а также жилое помещение в здании, предназначенные для оказания гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) обеспечению временного проживания, и (или) в которых фактически оказываются такие услуги. Таким образом, предлагаемый закон ударит по кошельку туристов вне зависимости от выбора ими места размещения: в гостинице, санатории или на съемной квартире.

Законопроектом определены категории граждан, которые освобождаются от уплаты курортного сбора. В частности, к ним относятся дети до 18 лет, инвалиды I и II группы, мало­имущие семьи, студенты очных отделений учебных заведений соответствующих регионов в возрасте до 24 лет.

Не придется платить сбор также гражданам, проживающим на территории эксперимента, постоянно работающим на территории эксперимента на основании трудового до­гово­ра (служебного контакта), а также имею­щим на праве собственности жилые дома или помещения на территории эксперимента. Не будет взиматься курортный сбор и с лиц, прибывших на территорию эксперимента с целью получения специализированной медицинской помощи, участия в официальных спортивных мероприятиях.

Платить курортный сбор приезжающие будут по мес­ту размещения. Обязаннос­ти по исчислению, взиманию и перечислению курортного сбора в бюджет субъекта РФ возлагаются на оператора курортного сбора. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, осуществляющие на территории эксперимента дея­тельность по оказанию гос­тиничных услуг или услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению или обеспечению временного проживания (включая услуги по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях, относящихся к индивидуальному жилищному фонду. Таким образом, законопроект распространяется не только на гостиницы и санатории, но и на различные мини-отели, апартаменты, частные квартиры, предоставляемые для временного проживания отдыхающим гражданам.

Подтверждать уплату курортного сбора будет до­кумен­т (по установленной уполномоченным органом субъекта РФ форме), который оператор курортного сбора будет выдавать плательщику по истечении срока его пребывания в объекте размещения.

Собранные средства будут зачисляться в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент. В составе бюджета предполагается выделить специальный фонд — Фонд развития курортной инфраструктуры.

Оператор курортного сбора должен будет перечислить средства не ранее фактического срока окончания правоотношений между ним и плательщиком курортного сбора, возникших в связи с его пребыванием в объекте размещения. Кроме непосредственно сбора средств и перечисления их в бюджет, оператору придется осуществлять учет плательщиков курортного сбора с соблюдением требований законодательства о персональных данных и отдельно вести учет лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора.

Согласно законопроекту Правительство РФ должно определить федеральный орган исполнительной влас­ти, ответственный за проведение эксперимента, а также критерии эффективности проведения эксперимента, порядок реализации различных этапов эксперимента. Правительство РФ будет рассмат­ривать ежегодные отчеты и предложения о прекращении эксперимента, утверждать заключение о результатах эксперимента, по итогам которого курортный сбор может быть введен на всей территории РФ.

Эксперимент предлагается провести в течение пяти лет — с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.

Субъекты РФ с учетом предложений органов местного самоуправления должны определить, какие работы по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры будут финансироваться из средств Фонда развития курортной инфра­структуры.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, разработчики рассчитывают на значительные поступления в бюджеты соответствующих субъектов.Так, предполагае­мый суммарный дополнительный объем поступлений в пе­рио­д с 2018 по 2022 гг. в Ставропольском крае превысит 2,02 млрд руб., в Краснодарском крае — 8,3 млрд руб., в Республике Крым — 16,4 млрд руб.

Прогнозируемые доходы от введения курортного сбора рассчитываются исходя из общего туристического потока (за исключением льготных категорий граждан и с учетом пятипроцентного ежегодного рос­та), среднего числа дней, проведенных гражданами на территории курортов (14 дней), и ставки курортного сбора в размере 50 руб­. за ­сутки.