Ремонт лизингового имущества: с резервом или без?

| статьи | печать

Специалисты Минфина России считают, что организация-лизингополучатель имеет право для целей налогообложения прибыли создавать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, полученных в лизинг. Такую позицию высказало ведомство в письме от 07.04.2017 № 03-03-06/1/20813.

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. То есть если в договоре лизинга не прописано, что ремонт должен осуществляться лизингодателем, то эта обязанность по умолчанию возлагается на лизингополучателя.

Для целей налогообложения прибыли право создавать резервы на предстоящие ремонты основных средств предусмотрено п. 3 ст. 260 НК РФ. По мнению специалистов Минфина России, выраженному в комментируемом письме, организация, осуществляющая ремонт основных средств, полученных в лизинг, также может создать резерв на предстоящий ремонт основных средств.

Напомним, что порядок создания такого резерва установлен в ст. 324 НК РФ и заключается в следующем.

Если компания приняла решение о создании резерва на предстоящий ремонт основных средств, она должна в своей учетной политике установить норматив отчислений в этот резерв. Для этого необходимо определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Она рассчитывается исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года.

Организация может накапливать средства для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более чем одного налогового периода. В этом случае предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование такого ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период по графику проведения указанных видов ремонта, при условии что в предыдущих налоговых периодах аналогичные ремонты не осуществлялись (п. 2 ст. 324 НК РФ).

Обратите внимание: по мнению финансового ведомства, организация, не производившая ремонт основных средств в течение предыдущих трех лет, вправе делать отчисления в резерв только в том случае, если осуществляется накопление средств для особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более чем одного налогового периода. В такой ситуации предельный размер отчислений в резерв будет равен сумме отчислений на финансирование указанного ремонта.