Минтранс России вновь предпринял попытку урегулировать прямые смешанные перевозки

| статьи | печать

Министерство предлагает установить правила игры для участников смешанных перевозок на уровне законодательства — на днях на портале www.regulation.gov.ru завершилась независимая антикоррупционная процедура соответствующего законопроекта. В документе уделяется особое внимание вопросам ответственности и порядку рассмотрения споров, возникающих из договоров комбинированных перевозок.

Проект Минтранса «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» (далее — Законопроект) устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих между транспортными организациями, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), пассажирами при организации и осуществлении перевозок грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении. При этом предлагаемое регулирование не касается перевозок в международном сообщении.

Ссылка на закон о прямых смешанных перевозках содержится в ст. 788 ГК РФ, однако до сих пор такой закон принят не был. На сегодняшний день такие перевозки регулируются Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.56), а также Кодексом внутреннего водного транспорта и Уставом железнодорожного транспорта РФ.

Заметим, что это не первая попытка министерства вывести регулирование прямых смешанных перевозок на законодательный уровень, однако ни один из предыдущих проектов так и не приобрел статус закона.

Транспортные компании должны заключать соглашения о прямых смешанных перевозках

Законопроект определяет прямую смешанную перевозку как перевозку грузов, пассажиров, багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования, а также перевозку одним видом транспорта, но разными транспортными организациями. В качестве единого транспортного документа выступает перевозочный (проездной) документ (транспортная накладная, билет, багажная квитанция прямого смешанного сообщения), который удостоверяет заключение договора прямой смешанной перевозки пассажира, груза, багажа.

Перевозки в прямом смешанном сообщении могут осуществляться между железнодорожными, автомобильными станциями (автостанциями), морскими портами, речными портами, аэропортами и иными транспортными терминалами, которые включены в специальный перечень пунктов прямого смешанного сообщения и открыты для выполнения соответствующих операций (оказания услуг) (ст. 5 Законопроекта).

Для организации перевозок в прямом смешанном сообщении транспортные организации, заинтересованные в осуществлении таких перевозок, заключают между собой соглашения об организации прямого смешанного сообщения, которое является открытым для присоединения любых транспортных организаций (ст. 6 Законопроекта). К существенным условиям такого соглашения относятся, в частности, пункты прямого смешанного сообщения и условия их работы, порядок согласования заявок на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении и порядок согласования перевозки багажа, порядок рассмотрения претензий пассажиров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), порядок расчетов между транспортными организациями, срок действия соглашения и др. (ст. 7 Законопроекта). Кроме того, Законопроект содержит правила заключения и исполнения договоров об организации перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 9—12).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнении транспортрыми организациями своих обязательств по соглашению об организации прямого смешанного сообщения такие организации обязаны возместить убытки, причиненные другим транспортным организациям, являющимся сторонами соглашения, если иной размер ответственности не предусмотрен соглашением об организации прямого смешанного сообщения (ст. 17 Законопроекта).

Факт повреждения груза зафиксируют в коммерческом акте

Вопросам ответственности, разрешения претензий и исчисления исковой давности по спорам в связи с прямыми смешанными перевозками в Законопроекте посвящена отдельная глава.

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа в прямом смешанном сообщении, согласно ст. 13 должны удостоверяться коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. В Законопроекте установлены случаи и правила составления только коммерческих актов. Так, данные документы необходимы для подтверждения:

  • несоответствия наименования, массы, количества мест груза, багажа данным, указанным в едином транспортном документе;

  • повреждения (порчи) груза, багажа и возможных причин такого повреждения;

  • обнаружения груза, багажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа;

  • возвращения перевозчику похищенных груза, багажа.

В коммерческом акте отражаются точное и подробное описание состояния груза, багажа и тех обстоятельств, которые удостоверяются актом, а также данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены груз, багаж. В случае нарушения требований к погрузке, размещению или креплению груза, багажа в коммерческом акте указывается, какое нарушение допущено.

Экземпляр коммерческого акта должен быть направлен каждому перевозчику, участвующему в прямой смешанной перевозке, грузополучателю, получателю.

Ответственность перевозчика наступает по умолчанию

По общему правилу ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком, в обязанности которого входит выдача груза или багажа в пункте назначения (ст. 14 Законопроекта). Однако перевозчик может быть освобожден от ответственности, если будет доказано, что ненадлежащее исполнение или неисполнение им своих обязательств произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В частности, к таким обстоятельствам относятся:

  • обстоятельства непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера и военных действий;

  • прекращение или ограничение перевозки (погрузки) грузов, перевозки пассажиров и багажа, введенное в соответствии с транспортными уставами и кодексами;

  • действий или бездействия грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров;

  • устранение обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • скрытые недостатки упаковки груза, багажа или естественных свойств груза, багажа, не известные перевозчику.

Кроме того, ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, багажа исключается, если:

  • груз или багаж прибыли в исправных транспортном средстве, контейнере без признаков, которые могли бы указывать на несохранность груза, багажа (например, следы вскрытия);

  • перевозка осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя;

  • недостача груза, багажа не превышает минимальную норму естественной убыли;

  • утрата, недостача или повреждение (порча) груза, багажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в едином транспортном документе;

  • груз, багаж прибыл в исправных таре или упаковке.

Законопроектом устанавливаются специальные сроки исковой давности (ст. 19). Так, по искам к перевозчикам по требованиям в связи с осуществлением прямой смешанной перевозки срок исковой давности составит один год со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии. Аналогичный срок будет установлен для обращения перевозчиков с исками к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим и физическим лицам. Иски по требованиям, возникающим в связи с исполнением соглашения об организации прямого смешанного сообщения, также можно будет предъявить в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

Закон о прямых смешанных перевозках в случае его одобрения парламентом вступит в силу по истечении 365 дней с даты его официального опубликования (ст. 20 Законопроекта). С этой же даты утратят силу глава V Устава железнодорожного транспорта и глава ХIV Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.