Интерактивное ТВ: правовая реальность

| статьи | печать

Интерактивное телевидение сочетает в себе два в одном: собственно широкополосный доступ в Интернет (ШПД) и так называемое цифровое ТВ. Однако, чтобы извлечь выгоду из их симбиоза, абоненту мало приобрести приставку и соединить ее с телевизором. В первую очередь, ему нужно заключить договор, а оператору связи – иметь необходимую на этот случай техническую возможность. Об особенностях установления отнюдь не простых отношений сторон данного договора мы расскажем в нашей статье.

Ех abrupto

Мировой рынок IP-телевидения развивается стремительно: на конец 2020 года уже 191 млн человек будут регулярно оплачивать подобные сервисы. Если сравнить с 90 млн на конец 2013 года, то рынок вырастет вдвое, а по сравнению с 2010 годом, когда он составлял 36 млн пользователей, – почти в шесть раз1.

В России, где число абонентов фиксированного ШПД в 2016 году выросло на 1,5% и составило 30,8 млн человек2, интерес к цифре подогревает рост числа умных девайсов, включая Smart TV или Connected TV, развитие операторами связи в конкурентной борьбе пакетных тарифных планов и конвергентных услуг, а также связанный с ней спрос абонентов на персонализацию, в том числе возможность формировать собственную программу передач.

Охлаждают – размер необходимых на внедрение технологий IP-телевидения инвестиций и требования профильного регулятора.

Так, доступ в Интернет «с экрана», максимальный контроль над ТВ-контентом и процессом просмотра предоставляются оператором связи на основании договора, заключаемого с абонентом в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи (п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ). Соответственно применительно к доступу к сети передачи данных – Правилами оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, а сети связи телерадиовещания – Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 785 (далее – Правила).

Иными словами, в этих сложных обязательствах оператора связи перед абонентом контролирующему их соответствие требованиям закона Роскомнадзору все равно, какой способ доставки сигнала избран сторонами сделки и сколько при этом сформировано абонентских линий. И будь даже она в своем технологическом решении, как говорят, «в единственном числе», распространение (вещание) телевизионных каналов с использованием технологии IP-телевидения (передачи ТВ-контента с использованием протокола передачи данных) требует наличия у оператора связи как действующей лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, так и ввода в эксплуатацию «под данный вид услуг» сооружений связи согласно Требованиям к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, утв. Приказом Минкомсвязи России от 26.08.2014 № 258, о чем операторам связи неоднократно напоминают территориальные органы Роскомнадзора3.

Кроме того, предоставление пользователю (абоненту) доступа к контенту (телеканалам) оператор связи может осуществлять только после заключения с лицензиатами-вещателями договоров на право распространения (вещания) данных телеканалов (контента) на той или иной территории с использованием собственной сети связи, а распространение обязательных общедоступных телеканалов – только после получения согласования с вещателями данных телеканалов выбранного им местонахождения источника сигнала или точки присоединения сетей связи, осуществляемого в соответствии с Правилами присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.12.2006 № 760.

21 кнопка

Напомним, что оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания, обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи трансляцию обязательных общедоступных телеканалов.

При этом в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под обязательными общедоступными телеканалами понимаются телеканалы, которые подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей) за право просмотра.

Последовательность позиций общероссийских обязательных общедоступных телеканалов определена Указом Президента РФ от 24.06.2009 № 715 (с 1 по 10 позицию), а для иных обязательных общедоступных телеканалов – по результатам проведения торгов (конкурса, аукциона) на право осуществления эфирного цифрового наземного вещания (с 11 по 20 позицию).

Обязательный общедоступный телеканал субъекта РФ транслируется оператором (кроме оператора, осуществляющего трансляцию с использованием сетей спутникового телерадиовещания) на 21 позицию (п. 4 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

Про договор

Впрочем, наличие лицензии по смыслу положений Правил – достаточное основание для определения у оператора связи специальной правоспособности, а равно для заключения с ним договора на оказание этих услуг связи.

Так, в Постановлении ФАС СКО от 03.04.2009 № А20-2237/2008 указано, что признаком, определяющим статус оператора связи, является лицензия, а не отсутствие либо наличие переоформленного разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения связи.

Договор между оператором связи и абонентом заключается в письменной форме.

При этом в соответствии с п. 15 Правил в нем должны быть указаны следующие сведения:

►Дата и место заключения договора.

Если в договоре не указано место его заключения, то он в силу ст. 444 ГК РФ признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту. Таковым может быть как абонент (по смыслу п. 16 Правил для заключения договора заявитель подает оператору связи заявление, форма и порядок регистрации которого устанавливаются оператором связи), так и сам оператор связи или третье лицо, действующее по его поручению (от имени и за счет оператора связи) – при заключении договора посредством присоединения заявителя к правилам оказания услуг, определенным оператором связи, как того требует п. 1 ст. 428 ГК РФ, в формуляре или иной стандартной форме.

Датой заключения договора, в свою очередь, будет являться момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ).

Обратите внимание: оператор заключает договор только при наличии технической возможности для предоставления заявителю доступа к сети связи телерадиовещания, а ее отсутствие, как верно отметил Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в своих постановлениях от 05.02.2014 № 17АП-16215/2013-АКу по делу № А60-36562/2013 и от 21.12.2011 № 17АП-12393/2011-АК по делу № А60-34492/2011, является основанием для отказа в заключении договора, который, однако, может быть обжалован с предъявлением в суд требования о понуждении к заключению договора и возмещении убытков. При этом бремя доказывания отсутствия технической возможности предоставления абоненту доступа к сети телерадиовещания лежит на операторе связи.

Проверка наличия технической возможности во всех случаях осуществляется непосредственно опе-ратором связи в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации заявления о заключении договора.

При наличии технической возможности оператор связи направляет в указанный срок заявителю уведомление о предполагаемом сроке заключения договора (п. 18 Правил).

►Наименование (фирменное наименование) оператора связи, реквизиты открытого ему расчетного счета и выданной Роскомнадзором лицензии.

►Сведения об абоненте: Ф. И. О., реквизиты документа, удостоверяющего личность, – для гражданина; наименование, место нахождения, ОГРН, ИНН, банковские реквизиты – для юрлица; реквизиты документа, удостоверяющего личность, и реквизиты свидетельства о госрегистрации, банковские реквизиты – для индивидуального предпринимателя.

►Адрес установки пользовательского (оконечного) оборудования.

►Адрес и способ доставки счета за оказанные услуги или иной вид информирования о состоянии счета или об оказанных услугах.

►Права, обязанности и ответственность сторон.

►Срок действия договора, порядок и условия его расторжения.

По общему правилу договор заключается на неопределенный срок. Однако по желанию пользователя, имеющего намерение заключить договор, может быть заключен и срочный договор.

Действие договора в любом случае может быть приостановлено по письменному заявлению абонента в случае сдачи в наем (поднаем), аренду (субаренду) помещения, в том числе жилого, в котором установлено пользовательское (оконечное) оборудование, на срок действия договора найма (поднайма), аренды (субаренды).

Если же абонент утратил права владения или пользования помещением, в котором установлено пользовательское (оконечное) оборудование, договор с абонентом прекращается. При этом оператор связи, являющийся стороной этого договора, по требованию нового владельца указанного помещения обязан в течение 30 дней заключить с ним новый договор.

При реорганизации или переименовании абонента-юрлица (за исключением реорганизации в форме выделения или разделения) в договор может быть внесено изменение, касающееся указания в нем правопреемника или нового наименования абонента. При реорганизации в форме выделения или разделения вопрос о том, с кем из правопреемников следует заключить договор, решается в соответствии с разделительным балансом.

Существенные условия

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными в рассматриваемом случае являются условия о предмете договора, условия, которые названы в ГК РФ, соответственно, для возмездного оказания услуг, Федеральном законе от 07.07.2003 № 126-ФЗ и Правилах как существенные или необходимые, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Публичный характер договора, заключаемого с гражданином (п. 1 ст. 45 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ и п. 17 Правил), здесь не имеет какого-либо значения, поскольку одинаковой для потребителей соответствующей категории должна быть лишь цена услуг, а при установлении иных условий важно лишь не исходить из преимуществ отдельных потребителей или, как указано в п. 2 ст. 426 ГК РФ, оказания им предпочтения.

Итак, во-первых, это перечень оказываемых услуг связи для целей телерадиовещания, а равно обеспечение предоставления абоненту: доступа к сети связи; распространения (доставки) сигналов программ телевизионного вещания по кабельной сети связи до пользовательского (оконечного) оборудования; абонентской линии в постоянное пользование.

Во-вторых, система оплаты услуг связи для целей телерадиовещания.

Оплата абонентом оказываемых ему услуг может осуществляться посредством наличных или безналичных расчетов непосредственно после оказания услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа.

При этом плата за формирование абонентской линии и подключение пользовательского (оконечного) оборудования абонента к сети связи телерадиовещания (при ее наличии) взимается оператором связи однократно.

В-третьих, порядок, сроки и форма оплаты услуг связи для целей телерадиовещания.

Так, срок оплаты услуг связи для целей телерадиовещания (кроме абонентской платы), указанный в счете, не должен быть менее 15 дней с даты выставления счета. Более длительный срок оплаты может быть установлен в договоре.

При оплате услуг связи для целей телерадиовещания с применением абонентской системы оплаты за услуги производится не позднее 10 дней с даты окончания расчетного периода, который составляет 1 месяц.

Ответственность сторон

Правила достаточно подробно регулируют отношения между абонентом и оператором связи, а большинство содержащихся в них норм являются императивными. Однако имеются и такие положения, которые позволяют сторонам своим соглашением если не исключить их применение, то хотя бы установить условия, отличные от предусмотренных. Например, об ответственности сторон.

Так, при нарушении сроков предоставления абоненту доступа к сети связи оператор связи уплачивает абоненту-гражданину неустойку в размере 3% платы за предоставление абоненту одноименного доступа за каждый день просрочки вплоть до начала его обеспечения, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более размера указанной в договоре платы за предоставление абоненту доступа к сети связи (п. 62 Правил).

И наоборот: в случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг связи абонент-гражданин уплачивает оператору связи неустойку в размере 1% стоимости неоплаченных, оплаченных не в полном объеме или несвоевременно оплаченных услуг связи (если меньший размер не указан в договоре) за каждый день просрочки вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате (п. 66 Правил).

Условие о меньшем размере, соответственно, в первом случае ничтожно и, помимо аннулирования его, лишь на первый взгляд правового существа может быть квалифицировано как включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, что достаточно убедительно проиллюстрировано в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 № 17АП-7712/2014-АК по делу № А60-8623/2014.

Оператор также несет ответственность за нарушение установленных в договоре сроков оказания услуг; неоказание услуг, указанных в договоре; некачественное оказание услуг, в том числе в результате ненадлежащего содержания сети связи телерадиовещания.

Абонент в указанных выше случаях вправе потребовать (по своему выбору):

–безвозмездного устранения недостатков по оказанию услуг;

–соответствующего уменьшения стоимости услуг;

–возмещения понесенных абонентом расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

1 IPTV (мировой рынок). Прогноз до 2020 года (лето 2014 года) [Электронный ресурс] URL http://tadviser.ru/a/218103.

2 J’son & Partners Consulting: исследование российского рынка фиксированного ШПД за 2016 год.

3 Информация для операторов связи, предоставляющих пользователям услуги «IPTV» [Электронный ресурс] URL http://69.rkn.gov.ru/news/news79983.htm.