Охота на анонимайзеры

| статьи | печать

В первом чтении принят законопроект, запрещающий пользоваться технологиями, позволяющими обойти блокировки сайтов с запрещенной информацией. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает механизм запрета и ответственности за его нарушение.

Ограничение доступа к информационным ресурсам осуществляется российскими операторами связи по требованию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на основании судебных актов или решений уполномоченных органов в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Ограничение доступа к информационным ресурсам, сайтам, страницам сайтов в сети Интернет – мера, которая применяется с целью оказать воздействие на поведение субъектов информационных правоотношений, а именно:

–пресечь распространение информации, запрещенной или незаконно распространяемой на территории России;

–обеспечить исполнение установленных законом требований.

Сложившаяся с 2012 г. практика применения меры выявила недостаточную эффективность блокировок – полностью достичь целей не удается.

Достижению эффективности применения соответствующих правовых норм, в частности, препятствуют:

–возможность обнаружить ссылки на заблокированные ресурсы в результатах поисковых выдач поисковых систем;

–возможность использовать технологии, позволяющие получить доступ к заблокированным информационным ресурсам.

На операторов поисковых систем не возложена обязанность прекращать выдачу ссылок на заблокированные сайты.

Для получения доступа к заблокированным информационным ресурсам используются технологии, которые направляют трафик российских интернет-пользователей через зарубежные серверы, анонимные прокси-серверы, виртуальные частные сети и пр.

Стоит отметить, что в настоящее время отсутствует законодательно установленный запрет использовать технологии, позволяющие получить доступ к заблокированным в России информационным ресурсам, однако доступ к некоторым сайтам, позволяющим обходить блокировки, ограничен на основании решений российских судов.

Технологии направления трафика российских интернет-пользователей через зарубежные серверы, анонимные прокси-серверы, виртуальные частные сети легальны, существует широкий спектр возможностей их правомерного применения. Однако данные технологии используются для получения доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен на законном основании.

Для повышения эффективности ограничения доступа к информационным ресурсам, доступ к которым в России ограничен на законном основании, с учетом возможностей легального использования технологий, используемых для обхода блокировок, настоящим проектом предлагается:

– установить запрет обеспечивать использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для ЭВМ для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе сайтам и (или) страницам сайтов в сети Интернет, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен;

–в целях исполнения владельцами таких сетей, систем и программ для ЭВМ указанного запрета предоставлять им доступ к информационному ресурсу Роскомнадзора, содержащему сведения об информационных ресурсах, доступ к которым ограничен на территории России;

–установить меры административного принуждения, обеспечивающие исполнение установленного запрета: за неисполнение требования Роскомнадзора исполнить запрет в течение 30 дней – ограничение доступа к информационным ресурсам, предоставляю­щим доступ к сетям, системам, программам для ЭВМ, используемым для обхода блокировок.

Предлагаемый настоящим проектом механизм ограничения доступа к информационным ресурсам на основании решений Роскомнадзора внедряется для предотвращения наступления вредных последствий от использования средств обхода блокировок (к возможным вредным последствиям относятся: распространение запрещенной информации, экстремистских материалов, нарушение исключительных прав и т. п.) и не исключает возможность последующего обжалования таких решений в судебном порядке.

В части регулирования деятельности операторов поисковых систем, способствующей обнаружению ссылок на заблокированные ресурсы, проект федерального закона предлагает:

–возложить на операторов поисковых систем обязанность прекращать на территории России выдачу ссылок на заблокированные в России информационные ресурсы;

– в целях содействия исполнению операторами поисковых систем указанного запрета предоставлять им доступ к информационному ресурсу Роскомнадзора, содержащему сведения об информационных ресурсах, доступ к которым ограничен на территории России.

Кроме того, проект предлагает отменить обнаруживающие свою неэффективность положения, регулирующие распространение блогерами общедоступной информации в сети Интернет.