Каждый десятый россиянин недоедает

| статьи | печать

Потребительские возможности россиян после пиковых значений, фиксировавшихся в 2014 г., резко снизились и пока не могут выйти на прежний уровень. Десяти процентам опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения денег не хватает даже на продукты.

Более 80% россиян считают бедными тех, кому едва хватает средств на еду или одежду, показал опрос ВЦИОМ. Эта группа бедных в мае 2017 г. составила 39% (среди людей пенсионного возраста — 54%, среди жителей сельской местности — 46%): в том числе 10% респондентов отметили, что для них затруднительна даже покупка продуктов, 29% — что им едва хватает денег на одежду. За аналогичные периоды последних лет, напоминают эксперты Центра, выше эта суммарная доля была только в мае 2009 г. (41%), а минимум был зафиксирован в мае 2014 г. (19%).

На уровне минимальных значений, в сравнении с данными майских опросов прошлых лет, находится и доля респондентов, для кого приобретение продуктов или одежды не составляет проблемы, тогда как покупка крупной бытовой техники и мебели затруднительна (41% в 2017 г., 40% в 2016 г.). Позволить себе большее сегодня могут, по их словам, 17% опрошенных (среди 18—24-летних — 25%, среди москвичей и петербуржцев — 33%).

Вот как комментирует данные исследования ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Результаты опросов подтверждают то, что мы знаем из данных статистики: материальное положение россиян за годы кризиса значительно ухудшилось. В настоящее время положение в этой области приблизилось к ситуации 2009 г. — наихудшего года предыдущего кризиса. Вместе с тем другие наши исследования показывают, что общественный оптимизм, уверенность в скором преодолении кризиса растет. Эти изменения хорошо согласуются с динамикой ключевых макро­экономических показателей: ВВП, индексом промпроизводства и др. Получается, что наши соотечественники мыслят намного более трезво, чем принято считать в некоторых кругах: о ситуации в экономике они судят не по сию­минутному материальному положению своей собственной семьи, а принимая во внимание более широкий круг факторов. Весьма примечательный вывод, имеющий далеко идущие политические последствия».