Информационные технологии в руках правонарушителей

| статьи | печать

Объединение Корпоративных Юристов и Федеральная антимонопольная служба России провели в Санкт-Петербурге круглый стол из цикла «Диалог с властью».

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России А. Тенишев и руководитель Санкт-Петербургского УФАС России В. Владимиров ответили на вопросы юристов о картелях, цифровых технологиях, комплаенсе, тарифном регулировании и развитии конкуренции в регионах.

В центре внимания оказались цифровые технологии: использование компьютерных программ для незаконной координации экономической деятельности и ценовых сговоров, а также использование цифровых технологий для выявления и доказывания картелей.

Представитель антимонопольной службы отметил, что дела об использовании компьютерных программ для сговоров на торгах уже есть. Дело о первом подобном картеле рассмотрено, и суды двух инстанций поддержали доводы ФАС России. Также было упомянуто дело, возбужденное в отношении российской дочки компании LG по признакам координации на товарном рынке и использовании компанией компьютерной программы в целях мониторинга и контроля цен своих дистрибьюторов.

По словам начальника Управления по борьбе с картелями ФАС, с точки зрения антимонопольного законодательства эта ситуация интересна, в ней присутствуют все признаки незаконной координации экономической деятельности. Применение самих компьютерных программ в целях мониторинга цен на рынке не возбраняется, но компания использовала их для влияния на состояние рынка, а это запрещено.

ФАС России успешно использует современные технологии для выявления сговоров на электронных торгах, а программ для выявления картелей на товарных рынках пока не существует.

По мнению представителей ФАС России, картели сегодня стали качественно другими и приобретают все признаки, присущие организованным группам. Также было подчеркнуто, что традиционно мало возбуждается дел по согласованным действиям: в 2016 году – всего одно, в 2015 году – три. Однако дел с участием органов власти становится больше: из 262 дел подавляющее большинство их связано с закупками на торгах. В 2017 году, предполагается, дел будет намного больше с введением п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» и распространением действия нормы на любых государственных заказчиков. Дел, возбужденных по ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», прогнозируется меньше, так как правовая норма применяется только к федеральным органам государственной власти.