Закон о банкротстве станет объемнее: Совет Федерации одобрил главу о субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника

| статьи | печать

Законодатель последовательно разрабатывает правовое регулирование отношений между кредиторами должника и контролирующими его лицами. В ближайшее время в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) появится целая глава, посвященная вопросам привлечения к субсидиарной ответственности по долгам должника контролирующих его лиц. Кроме того, планируется усовершенствовать правовое регулирование деятельности СРО арбитражных управляющих, обязав их раскрывать важную для заинтересованных лиц информацию.

В марте прошлого года Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект № 1032321-6, в котором предложило поправки в Закон о банкротстве и КоАП РФ. Проектом предлагалось установить административную ответственность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и их должностных лиц за нарушение требований законодательства, регулирующего их деятельность, а также уточнить ряд положений Закона о банкротстве, касающихся деятельности СРО арбитражных управляющих.

Что предлагал законопроект к первому чтению?

Законопроект предусматривал возложение на СРО дополнительных обязанностей по разработке и установлению обязательных для выполнения:

  • порядка проведения процедуры и критериев выбора арбитражного управляющего;

  • порядка и критериев определения добросовестности, компетентности и независимости арбитражного управляющего в зависимости от особенности дела о банкротстве конкретного должника и применяемой в его деле процедуры.

Эти сведения, а также информацию о проведении процедуры выбора арбитражного управляющего и ряд других предусмотренных в проекте сведений СРО должны размещать на своем сайте в интернете, с тем чтобы обеспечить к ним доступ заинтересованных лиц.

Также законопроектом предлагалось ввести административную ответственность СРО за неисполнение требований законодательства:

  • к периодичности и порядку созыва общего собрания членов СРО;

  • размеру, порядку формирования, порядку размещения и расходования средств компенсационного фонда СРО;

  • порядку и периодичности проведения проверки деятельности членов СРО;

  • порядку проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего, а также обеспечению свободного доступа заинтересованных лиц к проведению отбора;

  • приему в члены СРО лиц, соответствующих установленным законом требованиям, и принятию мер по исключению тех, кто таким требованиям не соответствует;

  • порядку применения мер дисциплинарного воздействия, порядку рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований законодательства и правил профессиональной деятельности;

  • представлению суду или собранию кредиторов кандидатуры арбитражного управляющего, соответствующего установленным законом требованиям, а также информации о таком соответствии;

  • выполнению в сроки предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений.

Размеры предполагаемых штрафов по некоторым составам правонарушений достигают 100 000 руб.

Полномочиями по рассмотрению дел об указанных административных нарушениях предлагалось наделить Росреестр.

Еще одно нововведение, которое предлагал законопроект к первому чтению, — определение порядка реорганизации СРО арбитражных управляющих.

Изначально основной целью законопроекта было повышение эффективности деятельности СРО арбитражных управляющих, а также доверия участников гражданского оборота к системе саморегулирования в деятельности арбитражных управляющих.

Ко второму чтению законопроекта Минэкономразвития разработало новую главу в Закон о банкротстве — о субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника

После принятия в первом чтении дальнейшее рассмотрение законопроекта отложили больше чем на год — до июля 2017 г. За это время Минэкономразвития России подготовило внушительный пакет дополнений к законопроекту, который Госдума 14 июля рассмотрела во втором чтении, а уже 19 июля приняла в качестве закона и направила на одобрение Совета Федерации.

Какие положения предложило добавить Минэкономразвития России, подготовившее поправки ко второму чтению проекта?

Ключевое дополнение — предложение включить в Закон о банкротстве новую главу III. 2, посвященную субсидиарной ответственности руководителя должника и иных контролирующих должника лиц.

В частности, разработчики предложили уточнить определение контролирующего должника лица, исключающее привлечение к субсидиарной ответственности не определявших деятельность должника лиц, основания возникновения субсидиарной ответственности (в результате невозможности полного погашения требований кредиторов или несвоевременной подачи заявления должника, за нарушение законодательства о банкротстве). Кроме того, были определены круг лиц, имеющих право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, права привлекаемого к такой ответственности лица с установлением прав регрессного требования к должнику, порядок рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве и вне рамок дела о банкротстве.

Также в поправках к законопроекту была предусмотрена детализация процедуры распределения между кредиторами прав требования, полученных в результате привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Кредиторы получили право выбора одного из видов удовлетворения требований.

Кроме того, поправки предложили также ввести нормы, материально стимулирующие арбитражных управляющих добиваться результативного привлечения к субсидиарной ответственности в виде реального возмещения ущерба кредиторам. Еще одно нововведение — норма о возможности принятия обеспечительных мер в отношении субсидиарного ответчика только в состязательном процессе с вызовом сторон.

Кто такие контролирующие лица в новой редакции Закона о банкротстве и за что их могут привлечь к ответственности?

В Законе о банкротстве появится отдельная ст. 61.10, в которой дается определение контролирующего должника лица. Это физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

При этом возможность определять действия должника может достигаться:

  • в силу нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения;

  • в силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника;

  • в силу должностного положения;

  • иным образом, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом.

В Законе о банкротстве предусмотрены несколько оснований привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов (ст. 61.11).

Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

В Законе о банкротстве появится ряд презумпций, при которых причинно-следственная связь между действиями контролирующего должника лица и невозможностью удовлетворить требования кредиторов предполагается, в том числе:

  • существенный вред имущественным правам кредиторов причинен в результате совершения контролирующим должника лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая подозрительные сделки и сделки с предпочтением;

  • в бухгалтерских документах искажена или вовсе отсутствует обязательная для отражения информация, в результате чего затруднены формирование и реализация конкурсной массы;

  • больше 50% требований кредиторов третьей очереди возникло вследствие правонарушений, за совершение которых вступило в силу решение о привлечении должника или его единоличного исполнительного органа к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения;

  • на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены обязательные сведения (либо внесены недостоверные сведения) о юридическом лице в ЕГРЮЛ или в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

При этом суд может полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность компании (осуществляло функции номинально), и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено лицо, фактически контролировавшее должника, и (или) обнаружено скрывавшееся последним имущество как самого должника, так и фактически контролирующего его лица.

Контролирующее должника лицо не будет нести субсидиарную ответственность, если докажет, что его вины в невозможности полного погашения требований кредиторов нет, а также если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.

Ответственность за неподачу или несвоевременную подачу заявления должника (ст. 61.12).

В статье 9 Закона о банкротстве появится новый п. 3.1, который предусматривает обязательство обратиться в суд с заявлением должника при возникновении у него признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества, или при наличии не погашенной в течение более чем трех месяцев задолженности перед работниками, или других признаков, перечисленных в п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве, не только руководителя, но и контролирующих лиц должника с предварительным проведением необходимых корпоративных процедур, если руководитель соответствующую обязанность не исполнил. Неисполнение такой обязанности влечет субсидиарную ответственность для контролирующих должника лиц.

Ответственность за нарушение законодательства о банкротстве (ст. 61.13).

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц обладают арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, работники должника, а также уполномоченные органы.

Если контролирующее должника лицо привлекут к субсидиарной ответственности…

В Законе о банкротстве будет предусмотрена возможность для кредиторов должника выбрать способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности после принятия судебного акта о доказанности наличия оснований для привлечения к ней контролирующих должника лиц (ст. 61.17). Это может быть:

  • взыскание задолженности по этому требованию в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

  • продажа этого требования по правилам ст. 140 Закона о банкротстве;

  • уступка кредитору части этого требования в размере требования кредитора.

Привлеченное к субсидиарной ответственности лицо имеет право регрессного требования к должнику по делу о банкротстве в размере выплаченной суммы, которое удовлетворяется после всех других требований, включенных в реестр требований кредиторов, и требований, подлежащих удовлетворению после требований, включенных в такой реестр.

Предполагается, что поправки за некоторыми исключениями вступят в силу со дня официального опубликования.

Комментарий

Олег Зайцев, консультант ИЦЧП им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, участник разработки Законопроекта

Мне кажется, что разработка этого проекта — это небольшой, но все же шаг в правильном направлении. Во-первых, важно, что в новом проекте исправляются недостатки, которые имелись у предыдущего Федерального закона от 28.12.2016 № 488-ФЗ. В этом законе были внутренние противоречия, например, оставались открытыми вопросы о судьбе требования о привлечении к ответственности после его взыскания, о том, кто может предъявить требования к контролирующим лицам и т.п. Во-вторых, новый проект систематизирует правовое регулирование, оно становится более удобным. В-третьих, с принятием этого проекта законодатель делает ряд хотя и небольших, но довольно важных шагов с точки зрения того, чтобы процессуальная форма привлечения к субсидиарной ответственности стала лучше. В частности, в проекте предусмотрены такие вещи, как установление обязанности лица, в отношении которого подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, представить отзыв на это заявление (ч. 2 ст. 61.15 Закона о банкротстве в редакции законопроекта) и переложение бремени доказывания на лицо, не представившее такой отзыв (ч. 4 ст. 61.16 Закона о банкротстве в редакции законопроекта). В проекте также урегулированы такие важные моменты, как рассмотрение обеспечительных мер в судебном разбирательстве с привлечением участвующих в деле лиц, возможность наложения ареста не только на имущество ответчика, но и на имущество подконтрольных ему лиц (ч. 5 ст. 61.16 Закона о банкротстве в редакции законопроекта). Эти уточнения, думаю, будут иметь положительное значение.

В целом заложенное в проекте регулирование — это продолжение тех идей, которые были заложены изначально в концепции субсидиарной ответственности. Я бы не сказал, что это какой-то коренной слом, как писали некоторые юристы. Скорее, это технически более тонкое регулирование концепции, уточнение некоторых позиций. Например, поправки дают ответы на вопросы практики - может ли быть контролирующим не юридическое, а физическое лицо, может ли контролирующим лицом быть не директор, а главный бухгалтер или финансовый директор? Это вопросы второго-третьего уровня важности. При этом сама концепция субсидиарной ответственности остается неизменной.

Очень жаль, что некоторые идеи разработчиков так и не были восприняты законодателем. Например, мы так и не увидели ни нормальных больших штрафов за неявку и непредставление доказательств, не видим возможности привода свидетелей.