Копия – тоже процессуальный документ

| статьи | печать

Согласно ч. 4 и 5 ст. 154 УПК РФ «в уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела». «Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу». На первый взгляд, все ясно. На деле – нет.

Оригинал постановления в деле отсутствует

В уголовном процессе фигура обвиняемого появляется после вынесения первого в отношении лица постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Обвинение может быть неоднократно перепредъявлено. Между тем в соответствии с требованиями ст. 252 УПК РФ судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению. Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

Уже только поэтому у судей резонно возникает вопрос: вправе ли они рассматривать уголовное дело, когда в нем отсутствует подлинник постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого? Такая ситуация получается, когда, к примеру, преступление совершили двое. Но один из преступников после привлечения его в качестве обвиняемого и предъявления обвинения скрылся от органов предварительного расследования. В отношении такого лица уголовное дело выделяется в отдельное производство. И в выделенном уголовном деле иногда отсутствует подлинник постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а также протокола допроса обвиняемого. Однако в том же уголовном деле имеются копии этих документов. Достаточно ли для суда копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого для подтверждения предъявленного лицу обвинения?

Полагаем, предостаточно.

Юридическая сила копии постановления

В УПК РФ, постановлениях Пленума ВС РФ отсутствует запрет рассмотрения и разрешения уголовного дела, в котором нет оригинала постановления о привлечении в качестве обвиняемого. С учетом редакции ч. 4 ст. 154 УПК РФ юридическая сила копии любого процессуального документа, выделенного из уголовного дела в порядке ст. 154 УПК РФ, равна юридической силе его подлинника. Таким образом, не может служить препятствием для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела то обстоятельство, что в деле, ранее выделенном в отдельное производство, отсутствует оригинал постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого (любой иной подлинник документа или доказательства), если в деле имеется заверенная должным образом следователем (дознавателем) его копия.

Аналогичная подлиннику юридическая сила предусмотренной УПК РФ копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого, полагаем, может быть подтверждена и многолетней практикой прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, в том числе и по копиям постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. Именно копии (а не подлинники) искомых документов, в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 172 УПК РФ, направляются прокурору. Ни у кого не возникает сомнений в том, что они могут служить основаниями обращения прокурора с требованием об устранении согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ нарушений законодательства (п. 1.7 Приказа Генпрокуратуры России от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»).

Законодатель считает, что копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого достаточно и для осуществления защиты, и для принятия решения о направлении запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства. Обвиняемому и его защитнику после предъявления обвинения следователь (дознаватель) вручает копию постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого (п. 2 ч. 4 ст. 47, п. 6 ч. 1 ст. 53, ч. 8 ст. 172 УПК РФ). К запросу о выдаче прилагается копия постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого (п. 4 ч. 4 ст. 460 УПК РФ).

Документы могут быть истребованы из первого уголовного дела

К тому же в ходе исследования аналогичного вопроса Конституционный Суд РФ обратил внимание правоприменителя на то, что УПК РФ наделяет сторону защиты возможностями заявлять ходатайства (п. 5 ч. 4 ст. 47, п. 8 ч. 1 ст. 53 и ч. 4 ст. 217) в том числе об истребовании и о приобщении к делу имеющих к нему отношение материалов, дополнении материалов уголовного дела (ч. 1 ст. 219).

Если у суда либо у сторон возникает сомнение в соответствии (полной идентичности) формулировок, зафиксированных в находящейся в выделенном уголовном деле копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого, ее подлиннику, никто не лишает суд права истребовать оригинал искомого документа из первого уголовного дела (ч. 1 ст. 253 УПК РФ).

Право сторон заявить ходатайство об истребовании документов также прямо закреплено в законе.

Мнение ЕСПЧ

Согласно п. 89 Постановления ЕСПЧ от 23.02.2016 «Дело «Навальный и Офицеров (Navalnyy and Ofitserov) против Российской Федерации» (жалобы № 46632/13 и 28671/14) власти Российской Федерации считают использование доказательств из выделенного дела законным согласно ч. 5 ст. 154 УПК РФ в совокупности со ст. 240 УПК РФ, которая требует, чтобы приговор был основан только на доказательствах, исследованных в судебном процессе.

При таких условиях использование доказательств из выделенного уголовного дела соответствует также требованиям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.