Закупки в сфере дорожного строительства в форме электронного аукциона

| статьи | печать

По данным Минфина России, за период с 1 января по 31 мая текущего года было проведено уже более 21 тысячи закупок в сфере дорожного строительства, общая начальная (максимальная) цена контрактов по ним составила около 550 млрд руб. Для сравнения: количество таких закупок за аналогичный период прошлого года составило чуть менее 18 тысяч на общую сумму 325 млрд руб.

При этом более 86% всех закупок в сфере дорожного строительства проведено в форме электронного аукциона, 4,76% закупок приходится на открытые конкурсы и 0,14% – на конкурсы с ограниченным участием.

Общая стоимость закупок в сфере дорожного строительства, проведенных за указанный период времени в форме аукциона, составила чуть более 502 млрд руб., в форме открытого конкурса – 9,26 млрд руб., а в форме конкурса с ограниченным участием – 24 млрд руб. Тогда как аналогичные показатели первой половины 2016 года составили 193,7 млрд руб., 106,85 млрд руб. и 20,7 млрд руб. соответственно.

«Такие результаты стали возможными благодаря переводу в прошлом году всей несложной стройки на электронные аукционы. На конкурсе остались только особо опасные, уникальные, технически сложные объекты, включая искусственные дорожные сооружения. Электронные аукционы зарекомендовали себя как наиболее эффективная форма закупок, поскольку на участие в них подается наибольшее количество заявок, а по итогам таких закупок достигается наиболее высокая экономия бюджетных средств», – отметил заместитель руководителя ФАС России Р. Петросян.

По данным Минэкономразвития, среднее количество поданных в 2016 году на участие в аукционе заявок составило 2,9 заявки, тогда как на участие в открытом конкурсе и конкурсе с ограниченным участием – 2,3 и 1,9 соответственно. Среднее снижение цены контракта на аукционе составило 8,2%, на открытом конкурсе – 5,3%, а на конкурсе с ограниченным участием – 4,4%.

ФАС России направила в Минфин письмо с результатами контроля закупок в сфере дорожного строительства за I полугодие 2017 года. Так, за указанный период ФАС России и ее территориальные управления выявили около 2,2 тысячи нарушений в ходе закупок на дорожное строительство, выдали чуть более тысячи предписаний. За I полугодие 2016 года количество выявленных нарушений составило 1,2 тысячи, а количество выданных предписаний – 460.

Этот мониторинг проводится антимонопольным органом в соответствии с поручением Президента России и дорожной картой по повышению эффективности расходов на развитие автомобильных дорог общего пользования.

Анализ ФАС показал, что чаще всего при проведении аукционов в сфере дорожного строительства заказчики по-прежнему устанавливают излишние требования к описанию объекта закупки (т. н. требования к химсоставу) и необоснованно укрупняют лот. В практике ведомства есть ряд дел, где заказчики при проведении аукционов на ремонт или содержание дорог объединяют в один лот десятки не связанных друг с другом дорог, расположенных в разных районах города или целого субъекта.

«Необоснованное укрупнение лота приводит к тому, что контракт достается посредникам, которые затем привлекают реальные строительные компании в качестве субподрядчиков. При этом в силу раздутости лота реальные строительные компании лишены возможности участвовать в такой закупке напрямую, снижается конкуренция на торгах, а бюджет в свою очередь лишается экономии», – подчеркнул Р. Петросян.

В случае же с конкурсами ФАС, как правило, имеет дело с нарушением заказчиками порядка оценки поданных заявок. Например, в документации оценивается наличие у участников опыта выполнения аналогичных работ, но не раскрывается, какие именно работы считаются аналогичными.

«Наличие субъективного, неценового критерия позволяет заказчику оценивать заявки на свое усмотрение, зачастую под заранее определенного участника. Благодаря решению Правительства РФ значимость такого критерия по стройке была снижена с 40% до 20%, что в два раза сократило возможности для злоупотреблений. Следующим шагом в борьбе с субъективизмом заказчиков станет перевод всех торгов по Закону № 44-ФЗ в электронную форму, в результате чего заявки участников таких закупок станут анонимными и снизятся возможности для картельного сговора», – пояснил заместитель руководителя ФАС России Р. Петросян.

В настоящий момент антимонопольный орган проводит также масштабный анализ состояния конкуренции на рынке строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог за 2015–2016 гг. Итоги анализа будут подведены в 4 квартале этого года.

По материалам официального сайта ФАС России