Валютные операции резидентов c товаром, который не ввозят в РФ, предлагают взять на контроль

| статьи | печать

В соответствии с действующим законодательством органы валютного контроля отслеживают только валютные операции резидентов, по которым товары попадают на территорию РФ. Между тем весьма распространенной является ситуация, когда резиденты закупают товар у нерезидентов и автоматически продают его за рубеж, то есть продукцию вообще не ввозят на территорию РФ. Такие случаи Минфин России предлагает отдать на валютный контроль налоговым органам.

Нынешний валютный контроль охватывает только ситуации, когда товар перемещают через границу РФ. Органы и агенты валютного контроля не могут контролировать валютные операции резидентов по договорам с нерезидентами, когда товар не ввозят в Россию. В связи с этим Минфин России подготовил два проекта с поправками валютного законодательства. Речь идет о проектах «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“» и «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (размещены на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/09-17/00072798 и 02/04/09-17/00072800).

Зачем нужны поправки

В настоящее время резиденты обязаны обеспечить, во-первых, получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Во-вторых, резиденты отвечают за возврат в РФ денег, уплаченных нерезидентам, за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы и т.д. Эти обязанности предусмотрены в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

При этом резиденты часто заключают контракты, условиями которых вообще не предусмотрено пересечение товара через границу РФ. Банк России посчитал, что за январь — ноябрь 2016 г. резиденты провели валютные операции на территории РФ на сумму около 3 млрд долларов США. А объем проводимых резидентами операций по контрактам, в соответствии с условиями которых товары передавались без их ввоза на территорию РФ, за тот же период составил около 4 млрд долларов США.

В связи с этим в законопроектах планируется установить обязанность резидентов по репатриации денежных средств в том числе и по внешнеторговым договорам, по условиям которых товары передаются вне территории РФ и не подлежат ввозу на территорию РФ. Также Минфин России предлагает установить административную ответственность за нарушение этой обязанности. Таким образом, если резидент не обеспечит поступление денег за товар, который не ввозили на территорию РФ, его смогут оштрафовать. Штраф для юридических лиц и их должностных лиц предполагается такой же, как и в ситуациях, когда товар ввозится на территорию РФ — в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением срока. А если деньги вовсе не были зачислены на счет резидента, то ему придется заплатить от 3/4 до одного полного размера неперечисленной суммы (ч. 4, 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

Публичное обсуждение законопроектов продлится до 27 ноября 2017 г.

Кто будет контролировать операции, не предполагающие ввоз товаров в РФ

Контролировать валютные операции по контрактам, по условиям которых не предполагается ввоз товаров в РФ, будут налоговые органы. Сейчас у них нет информации о проводимых резидентами и нерезидентами валютных операциях, связанных с передачей товаров без их ввоза (вывоза) через границу РФ. Это связано с тем, что на такие договоры не распространяется требование об оформлении паспортов сделок. Поэтому Минфин России предлагает обязать уполномоченные банки передавать в ФНС России информацию о валютных операциях по контрактам, по которым товар не ввозят в РФ. Делать они это будут на периодической основе в электронном виде через Банк России. К примеру, банки будут сообщать налоговым органам:

  • о получателе перевода — нерезиденте (при списании денег со счета резидента) или сведения о плательщике;

  • о валютной операции резидента: дату зачисления денег на счет, код вида валютной операции, код валюты, сумму денежных средств, зачисленных на счет (списанных со счета);

  • о контракте, на основании которого осуществлена валютная операция;

  • о банке получателя перевода (при списании денежных средств со счета резидента) или банке плательщика (при зачислении денежных средств на счет резидента).

Если товар, переданный резиденту за пределами территории РФ, в последующем предполагается к ввозу в РФ путем заключения договоров транспортной перевозки российскими покупателями, контролировать такие сделки будут на основании деклараций на товары с участием таможенных органов.

Какие документы смогут запрашивать органы и агенты валютного контроля

Если поправки примут, то органы и агенты валютного контроля смогут требовать документы, подтверждающие факты передачи товара контрагенту, а также целевое назначение этого товара (для собственных нужд, для исполнения иных договорных обязательств за рубежом, для последующей перепродажи и т.п). Подтверждающими документами по таким сделкам будут выступать, в частности:

  • товаросопроводительные документы;

  • документы, подтверждающие регистрацию филиала, представительства на территории иностранного государства;

  • акты, подтверждающие оприходование на балансе филиалов (представительств), для нужд которых приобретаются товары, документы финансово-хозяйственной деятельности;

  • документы, подтверждающие регистрацию и постановку на балансовый учет транспортного средства, если оно предполагается к использованию в международных перевозках за пределами РФ.

При этом подлинность документов, представляемых в подтверждение совершения сделок за рубежом, будут проверять с использованием системы управления рисками при организации работы по противодействию мнимым (притворным) сделкам, в том числе в рамках международного информационного взаимодействия. Положительные результаты такого взаимодействия подтверждает опыт ФТС России. В частности, в рамках противодействия выводу капитала за рубеж, осуществляемому путем завышения стоимости ввозимого товара. Например, официальный орган иностранного государства может подтвердить, что контрагент российского юридического лица не зарегистрирован на территории иностранного государства.

Когда начнут действовать поправки, если их примут

В законопроектах предусмотрен отложенный срок вступления поправок в силу. Планируется, что это произойдет через 180 дней после их официального опубликования. Такая отсрочка связана с тем, что проектами устанавливается административная ответственность за новые виды правонарушений, по которым ранее ее применение не было предусмотрено, и компаниям потребуется время, чтобы ознакомиться с новыми правилами. При этом действие поправок будет распространяться только на правоотношения, возникающие после вступления их в силу.