ООН призывает к новой глобальной экономической политике

| статьи | печать

Мировая экономика, похоже, забуксовала на пути к экономическому подъему, отмечается в новом докладе ЮНКТАД «2017 год: от мер жесткой экономии к глобальному новому курсу». Эксперты ООН предлагают программу, предусматривающую отказ от мер жесткой экономии, пресечение попыток компаний жить за счет ренты и регулирование финансовой системы с целью создания новых рабочих мест и инвестиций в инфраструктуру.

В нынешнем году в глобальной экономике, по оценке аналитиков ЮНКТАД, наблюдается некоторое оживление, которое пока недостаточно. Ожидается, что темпы прироста увеличатся до 2,6%, что немного выше по сравнению с 2016 г., но значительно ниже показателей экономической динамики до последнего финансового кризиса (в среднем 3,2%).

В большинстве регионов, по прогнозам авторов доклада, рост будет незначительным. При этом наиболее заметное улучшение экономического положения ожидается в странах Латинской Америки, которые должны выйти из рецессии.

В государствах еврозоны темпы экономического роста, как предполагают эксперты ООН, будут самыми высокими с 2010 г. (+1,8%), но по-прежнему ниже, чем в Соединенных Штатах Америки.

Бюджетная экономия и рост задолженности тормозят спрос

Камнем преткновения на пути к быстрому оживлению экономики в развитых странах являются меры жесткой бюджетной экономии, которые остаются самым распространенным инструментом экономической политики. В 2011—2015 гг., согласно информации ЮНКТАД, 13 из 14 ведущих развитых стран проводили именно такую экономическую политику.

Глобальная торговля в условиях недостаточного мирового спроса по-прежнему характеризуется вялым ростом. В этом году ожидается незначительное улучшение положения в связи с оживлением торговли по линии Юг — Юг, в которой ведущую роль играет Китай. Вместе с тем сохраняется значительная неопределенность, в частности, в отношении торговли сырьевыми товарами, повышение цен на которые оказалось непродолжительным.

Дальнейшее ускорение мирового экономического роста будет зависеть от улучшения положения в странах с формирующейся рыночной экономикой. Хотя большинство крупных государств этой группы не прибегали к мерам жесткой экономии в 2011—2015 гг., а Китаю и Индии даже удалось сохранить устойчивые темпы роста, сейчас и они сталкиваются со значительными рисками спада.

Объем финансовой задолженности в мире продолжает увеличиваться без каких-либо реальных признаков устойчивого экономического роста при сохраняющейся политической нестабильности, низких ценах на сырьевые товары и повышении процентных ставок в Соединенных Штатах.

«Слишком большой объем накопленной задолженности в сочетании со слишком низким спросом на мировых рынках препятствует устойчивому росту мировой экономики», — подчеркивает генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Микуса Китуйи.

«Суперэлита» для гиперглобализации

По словам ведущего эксперта доклада Ричарда Козул-Райта, среди важнейших социально-экономических тенденций последних десятилетий, кроме роста задолженности, выделяется формирование «суперэлиты», к которой условно относится 1% населения с самыми высокими доходами.

Этот тренд обусловлен усилением концентрации собственности на финансовые активы и погоней за краткосрочной прибылью в условиях дерегулирования финансовых рынков. По сути, неравенство и нестабильность тесно связаны с гиперглобализацией.

В такой ситуации мировая экономика сталкивается с нехваткой производственных инвестиций, нестабильной занятостью и ослаблением системы социального обеспечения. Данные проблемы приобрели хронический характер, в частности, происходит «большой отрыв» группы населения с самыми высокими доходами, а после него принимаются меры жесткой экономии, сопровождающиеся стагнацией доходов беднейших слоев граждан во многих государствах.

Спустя десять лет после масштабного мирового кризиса, поглотившего триллионы долларов налогоплательщиков, которые были использованы для спасения терпящих крах компаний, доминирующий финансовый сектор практически не претерпел никаких изменений. Так, объем задолженности достиг беспрецедентно высокого уровня.

Кроме того, аналитики ЮНКТАД предлагают обратить особое внимание на вопросы рыночной власти, рентоориентированного поведения компаний и правила игры, в которой «победитель получает львиную долю», что приводит к еще большему усилению неравенства. Рост концентрации рынка является важнейшей проблемой, особенно с учетом ее возможных разрушительных последствий для политической системы.

Необходима общая программа действий

Переход от гиперглобализации к созданию инклюзивной экономики, предполагающей высокий и устойчивый рост всех секторов мировой хозяйственной системы, требует более четкой и всеобъемлющей программы действий. Она должна быть направлена на устранение перекосов на мировом и национальном уровнях в том, что касается технологических ноу-хау, рыночной власти и политического влияния.

Экономисты ЮНКТАД предлагают глобальный новый курс, направленный на создание более инклюзивной и социально ориентированной экономики. Эта программа действий, сочетающая в себе меры по оживлению экономики наряду с реформой системы регулирования финансовой системы и политикой перераспределения, должна осуществляться быстро и в требуемых масштабах. Успех экономической политики в 30-х гг. прошлого века в Соединенных Штатах во многом объяснялся обеспечением баланса сил и интересов и предоставлением права голоса более уязвимым группам населения, включая ассоциации потребителей, организации трудящихся, фермеров и обездоленных слоев населения. Все эти меры не потеряли актуальности и сегодня.

В условиях современной интегрированной мировой экономики правительствам необходимо действовать сообща для достижения успеха в любой стране. ЮНКТАД настоятельно призывает их воспользоваться возможностями, связанными с целями в области устойчивого развития, и принять глобальный новый курс для реализации в XXI веке.

Среди мер экономической политики, которые предлагают экономисты ЮНКТАД, можно выделить следующие шаги. Во-первых, отказ от политики жесткой экономии при увеличении объема государственных инвестиций, ориентированных на человека, и более эффективном их использовании, в частности осуществление масштабных программ общественных работ, направленных на улучшение инфраструктуры и расширение занятости.

Во-вторых, принятие мер по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним и содействие расширению технологических возможностей, связанных с Парижским соглашением, касающимся Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

В-третьих, увеличение государственных доходов (более широкое использование прогрессивного налогообложения, в том числе в отношении доходов от имущества и других видов рентных доходов, может содействовать уменьшению неравенства). В докладе отмечается, что даже небольшое изменение предельной налоговой ставки для богатейших когорт мира позволит значительно уменьшить дефицит финансирования. А устранение возможностей для налоговых изъятий и лазеек и для злоупотреблений при субсидировании корпораций будет способствовать существенному увеличению доходов и обеспечению справедливости.

В-четвертых, создание нового глобального финансового реестра, содержащего информацию о собственниках финансовых активов во всем мире, в качестве первого шага на пути к справедливому налогообложению.

В-пятых, повышение роли профсоюзов (заработная плата должна увеличиваться соразмерно росту производительности труда, а проблема отсутствия гарантий занятости должна решаться с помощью законодательства и активных мер на рынке труда).

В-шестых, контроль над финансовым капиталом (соответствующее регулирование финансового сектора, охватывающее весь спектр вопросов от деятельности частных банков-тяжеловесов до «токсичных» финансовых инструментов).

В-седьмых, увеличение финансовых ресурсов многосторонних и региональных банков развития (в отсутствие институтов, занимающихся реструктуризацией суверенного долга, данный вопрос должен решаться на многостороннем уровне).

Наконец, необходимо ограничение практики, используемой корпорациями для извлечения ренты. Нужно усилить меры по пресечению ограничительной деловой практики, а также обеспечить более строгое соблюдение существующих национальных требований к раскрытию информации. Так, глобальный центр по вопросам конкуренции мог бы отслеживать тенденции и динамику концентрации мирового рынка и собирать информацию о различных существующих регулирующих механизмах в качестве первого шага к разработке согласованных международных руководящих принципов и стратегий на основе передовой практики.

Доля сверхприбыли в совокупной прибыли, %

1995—2000

2001—2008

2009—2015

Все фирмы

4

19

23

100 крупнейших фирм

16

30

40

ИСТОЧНИК: ЮНКТАД