Обязательства, обеспеченные залогом

| статьи | печать

Между заказчиком и подрядчиком заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ (далее – СМР). В договоре СМР предусмотрена цена выполнения самих СМР, а также стоимость материально-технических ресурсов (далее – МТР) заказчика, из которых осуществляются СМР. МТР подрядчику проданы по отдельному договору купли-продажи. В договоре купли-продажи предусмотрено условие о том, что расчеты за товары, продаваемые для строительства объектов заказчика/продавца в рамках договора подряда, осуществляются путем представления подрядчиком/покупателем финансовых поручений на сумму вовлеченных МТР согласно актам выполненных работ формы КС-2, КС-3 по завершенным этапам строительства объекта в течение 30 дней после подписания акта выполненных работ с учетом подписанных спецификаций на реализацию МТР.

В случае невовлечения товаров для строительства объектов в срок подрядчик/покупатель обязан погасить задолженность путем перечисления денежных средств не позднее даты, указанной в договоре купли-продажи.

Договор СМР заключен 01.01.2017 (календарные сроки выполнения работ – с 25.01.2017 по 31.07.2017), договор купли-продажи заключен 25.01.2017, товар передан 01.02.2017, что подтверждается формой ТОРГ-12. Договором купли-продажи предусмотрены условия погашения задолженности за не вовлеченный в строительство товар в срок до 05.06.2017. Подрядчиком частично переданный товар не вовлечен, оплата не произведена.

В отношении подрядчика 01.06.2017 подано заявление о признании его банкротом.

Заказчик намеревается потребовать возврата переданного покупателю, но не оплаченного им товара, так как этот товар необходим при дальнейшем строительстве.

Возможно ли предъявить такое требование в случае, если в отношении должника будет введена процедура наблюдения (в настоящее время о введении такой процедуры неизвестно)?

К. Закурдаев, г. Омск

Ответ. Согласно п. 1 ст. 488 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со ст. 314 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 488 ГК РФ в случае, когда покупатель, получивший товар, не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок, продавец вправе потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченных товаров.

Следовательно, при рассматриваемых обстоятельствах продавец (заказчик) вправе потребовать от покупателя (подрядчика) возврата товара, не оплаченного в установленный договором срок. Вместе с тем возможность реализации такого требования в приведенной ситуации должна оцениваться с учетом особенностей, вытекающих из законодательства о банкротстве.

Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника наблюдения предусмотрены ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно п. 1 ст. 63 Закона №127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в частности, следующие последствия:

– требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом № 127-ФЗ порядка предъявления требований к должнику;

– приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.

Пунктом 3 ст. 63 Закона № 127-ФЗ определено, что для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном этим федеральным законом.

Вместе с тем приведенные нормы предусматривают предъявление требований в рамках дела о банкротстве кредиторами по денежным обязательствам. Обязанность покупателя по возврату продавцу неоплаченного товара денежной не является. Порядок предъявления требований об исполнении неденежных обязательств в процедуре наблюдения Законом № 127-ФЗ не регламентирован. Поэтому такие требования могут предъявляться в обычном порядке, то есть путем предъявления иска вне рамок дела о банкротстве. Это подтверждает и судебная практика (постановления ФАС ПО от 31.01.2012 № Ф06-10995/11, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 № 17АП-986/13, Второго арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 № 02АП-6056/12).

В соответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и на основании определения арбитражного суда о введении процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям. Исключение составляют исполнительные документы, выданные на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов или являющиеся судебными актами, о выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также о взыскании задолженности по текущим платежам и исполнительные документы о взыскании задолженности по заработной плате.

Как разъясняется в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» (далее – Постановление № 59), к имущественным взысканиям по смыслу абзаца 4 п. 1 ст. 63 Закона № 127-ФЗ не относятся требования по спорам, касающимся защиты владения или принадлежности имущества, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ), о прекращении нарушений права, не связанных с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), а также требования о пресечении действий, нарушающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации или создающих угрозу его нарушения (подп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ), об изъятии и уничтожении контрафактных материальных носителей, в которых они выражены, либо оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на них (подп. 4 и 5 ст. 1252 ГК РФ), об изъятии или конфискации орудий и предметов административного правонарушения и т. п. По таким требованиям исполнительное производство не приостанавливается.

Однако, поскольку требование продавца о возврате покупателем неоплаченного товара возникает вследствие неисполнения со стороны покупателя обязательства по договору купли-продажи, это требование, как мы полагаем, не связано со спором между сторонами, касающимся защиты владения или принадлежности имущества (Постановление АС ПО от 17.04.2017 № Ф06-19779/17).

В пункте 4 Постановления № 59 применительно к нормам абзацев 2 и 4 п. 1 ст. 63 Закона № 127-ФЗ, ч. 1 ст. 96 Закона № 229-ФЗ сформулирована следующая правовая позиция: при поступлении в службу судебных приставов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца 4 п. 1 ст. 63 Закона № 127-ФЗ применительно к п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 229-ФЗ. Если впоследствии производство по делу о банкротстве будет прекращено (кроме случаев заключения мирового соглашения), пропущенный срок предъявления исполнительного документа к исполнению подлежит восстановлению судом, принявшим соответствующий судебный акт, в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 23 Закона № 229-ФЗ.

Отсюда следует, что заказчик (продавец) не лишен права предъявить требование о возврате неоплаченного товара к контрагенту, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, однако в случае удовлетворения этого требования судом в возбуждении исполнительного производства по этому требованию заказчику будет отказано.

Последствия неоплаты должником переданного ему товара и невозврата этого товара кредитору (продавцу) в дальнейшем будут зависеть от особенностей процедур, применяемых в деле о банкротстве. Так, в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства упомянутый в вопросе товар составит конкурсную массу должника, заказчик утратит возможность его истребования, но не лишен будет права обратиться к должнику с денежным требованием об оплате товара (п. 1 ст. 126, п. 1 ст. 131 Закона № 127-ФЗ, п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35, постановления АС ПО от 19.10.2016 № Ф06-12132/16, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 № 15АП-16288/16).

Обратим внимание, что реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в упомянутый реестр (подп. 1, 4 ст. 142 Закона № 127-ФЗ).

Отметим, что после введения процедуры наблюдения руководитель и иные органы управления должника не лишаются права совершать сделки от имени должника. Однако в отношении таких сделок закон устанавливает определенные ограничения. Так, по общему правилу исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, могут совершаться сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения (подп. 1, 2 ст. 64 Закона № 127-ФЗ).

Кроме того, сделки должника могут быть оспорены в случаях, предусмотренных главой III.1 Закона № 127-ФЗ. В частности, согласно п. 1 ст. 61.3 Закона № 127-ФЗ сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований, в том числе в случае, когда сделка привела к тому, что отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).

Представляется, что в случае, если покупатель, являющийся должником в деле о банкротстве, вернет продавцу не оплаченный таким покупателем товар, сделка по возврату товара может быть признана судом недействительной на основании п. 1 ст. 61.3 Закона № 127-ФЗ, поскольку продавец как один из кредиторов (абзац 7 Закона № 127-ФЗ) получит удовлетворение своего требования к должнику вне очередности, установленной законом, и без соблюдения правила о пропорциональности распределения денежных средств должника при их недостаточности для удовлетворения требований кредиторов одной очереди при расчетах с кредиторами в ходе конкурсного производства (ст. 142 Закона № 127-ФЗ, постановления АС ЦО от 01.02.2017 № Ф10-5740/16, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 №13АП-8269/17).

Также считаем необходимым отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 488 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара.

Поэтому, если в рассматриваемом случае договор не предусматривает иного, товар, не оплаченный покупателем, признается находящимся в залоге у продавца (заказчика). Следовательно, при наличии у должника этого имущества заказчик может заявить денежное требование к должнику для включения его в реестр требований кредиторов в качестве конкурсного кредитора по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (п. 1 ст. 12, п. 7.1 ст. 16, ст. 18.1, п. 4 ст. 134, п. 4 ст. 137, ст. 138 Закона № 127-ФЗ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 58, постановления АС ЗСО от 07.04.2017 № Ф04-7134/17, АС УО от 23.12.2016 № Ф09-9215/16, АС ЦО от 20.01.2016 № Ф10-1446/15).