Зачем власти занижают доходы бюджета

| статьи | печать
Зачем власти занижают доходы бюджета

В проект федерального бюджета на 2018—2020 гг. заложены заниженные доходы, считает целый ряд независимых экспертных центров. Они предлагают более объективно оценить доходную базу главного финансового плана страны. Это позволит направить достойные средства на создание благоприятных условий для бизнеса, развитие образования и здравоохранения.

Общий уровень доходов федерального бюджета в долях ВВП, согласно проекту федерального бюджета на ближайшие три года, сократится с 16,0% в нынешнем году до 14,8% — к 2020 г. Основным фактором снижения доходов станет пессимистичный прогноз динамики нефтегазовых поступлений. Его причиной стали заниженные оценки мировых цен на нефть — 43,8 долл. за баррель в 2018 г. и 41—42 долл. за баррель в 2019—2020 гг. При этом прогнозируемое ослабление рубля к доллару не сможет в полной мере компенсировать снижение цен на нефть. Однако не все экономисты согласны с такими выводами.

«По нашим оценкам, цена на нефть в рассматриваемом периоде будет колебаться на уровне 46—48 долл. за баррель и ей будет соответствовать обменный курс в 60—63 руб. за доллар, — полагает директор Департамента бюджетной политики РАНХиГС Илья Соколов. — В случае реализации подобных ценовых и курсовых ориентиров объем нефтегазовых доходов превысит заложенный в бюджете уровень на 0,1 п.п. ВВП в 2018 г. и на 0,3—0,4 п.п. ВВП в 2019—2020 гг.».

Схожее мнение высказывают ученые Института народнохозяйственного прогнозирования РАН в экспертном заключении на проект бюджета: «В совокупности факторы недооценки цен на сырье и номинальной величины ВВП определяют занижение прогнозируемой величины доходов федерального бюджета на 9% от общей величины доходов в 2018 г. (или 1,3 трлн руб.) и на 12—15% в 2019—2020 гг.».

Занижение доходной базы федерального бюджета по вполне понятным причинам приводит к сокращению его расходов. В 2018—2020 гг. планируется снижение общего объема расходов федерального бюджета с 18,1% ВВП в 2017 г. до 15,6% ВВП к 2020 г. Притом что в период с 2011 г. по 2017 г. расходы федерального бюджета не опускались ниже 18% ВВП.

Проект закона о бюджете, по мнению экспертов Института экономики роста им. П.А. Столыпина, не только сохраняет, но и развивает практику многократного скрытого резервирования. В отсутствие избыточного потока доходов такое резервирование снижает базу для формирования регулярных расходов, становясь фактором сдерживания внутреннего спроса.

В результате снижения расходов по важнейшим направлениям прямой вычет ВВП составит 2,5 трлн руб., или 2,3%, от прогнозируемого объема ВВП в 2020 г.

«Нам представляется оправданной тактика удержания непроцентных расходов федерального бюджета не ниже 16% ВВП и дефицита федерального бюджета не выше 1,5% ВВП при обеспечении плавного снижения доли непроизводительных расходов (на оборону, правопорядок, госуправление, субсидии госкомпаниям) и сохранении текущего уровня налоговой нагрузки, — подчеркивает эксперт ИПЭИ Александр Дерюгин. — Это позволит соблюсти баланс между необходимостью, с одной стороны, обеспечивать потребности граждан в образовании и здравоохранении, социальной поддержке, общественной безопасности и т.п., а с другой стороны, сохранять достаточно благоприятные условия для ведения бизнеса».

Важнейшим инструментом увеличения доходной базы бюджета и, соответственно, потенциала его расходов, по словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, может стать экономический рост. Каждый процентный пункт роста экономики — это не менее 300 млрд руб. дополнительных доходов консолидированного бюджета. Эти средства можно направлять на обеспечение кратко- и долгосрочного кредитования отечественных предприятий по конкурентным ставкам, докапитализацию институтов развития и стимулирование спроса.

В законопроекте о бюджете зафиксирован принцип фискальной нейтральности: неповышение налоговой нагрузки для добросовестных плательщиков. Декларация самого принципа в таком важном документе, по оценке главы комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилла Никитина, правильный шаг, но к фискальной нейтральности надо подходить по-другому: «Он должен заключаться в том, что при росте собираемости нужно возвращать хотя бы какую-то часть собранного сверх инфляции предприятиям за счет снижения ставок и введения льгот».