«Соцпакет» от Комитета Госдумы

| статьи | печать

Председатель Комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству (далее – Комитет) Павел Крашенинников, выступая с докладом о деятельности Комитета с начала работы Госдумы РФ седьмого созыва, прокомментировал наиболее значимые из начавших действовать и ожидающих вступления в силу федеральных законов.

Алиментщикам не поздоровится

Глава Комитета сообщил, что за прошедший год (с октября 2016 года по октябрь 2017 года) состоялось 49 заседаний Комитета, на которых было рассмотрено 1319 вопросов, из них 1292 были посвящены обсуждению проектов федеральных законов. За отчетный период было принято Госдумой РФ и подписано Президентом РФ 103 федеральных закона, ответственным за подготовку которых был Комитет.

Проведя обзор наиболее значимых из начавших действовать и ожидающих вступления в силу федеральных законов, П. Крашенинников уделил отдельное внимание вступившему в силу 10 ноября Федеральному закону от 30.10.2017 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Закон наделяет судебных приставов-исполнителей полномочиями по задержанию и доставлению должников по алиментам для составления протокола об административном правонарушении.

Как пояснил П. Крашенинников, такие меры будут касаться лиц, которые в течение двух и более месяцев не оплачивают содержание своих несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей или нетрудоспособных родителей.

Он также добавил, что нередко должники, в течение двух и более месяцев без уважительной причины уклоняющиеся от уплаты алиментов, не являются по вызову судебного пристава для составления протокола об административном правонарушении. До сих пор приставы не имели права задерживать и доставлять таких должников. Однако при выявлении других административных правонарушений, производство по которым осуществляют судебные приставы-исполнители, последние были вправе применять указанные меры. Отсутствие такой возможности в рассматриваемом случае вынуждало приставов обращаться за содействием к полиции, что существенно замедляло процесс производства по делу и усложняло процедуру привлечения к административной ответственности.

По словам П. Крашенинникова, для злостных неплательщиков алиментов предусмотрена последующая уголовная ответственность. Но только для тех лиц, которые ранее уже были привлечены к административной ответственности. Поэтому задержки в привлечении таких должников к административной ответственности затрудняют применение последующих уголовных мер воздействия.

П. Крашенинников также рассказал, что на рассмотрении Комитета находятся и другие законопроекты, направленные на защиту прав наиболее социально уязвимых категорий граждан (детей, одиноких матерей, инвалидов и др.).

Речь идет, прежде всего, о проекте Федерального закона № 277183-7 «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Законопроект позволит признавать должника по алиментам безвестно отсутствующим в случае, если его не могут разыскать в течение одного года и место его нахождения не установлено. При этом судебный пристав-исполнитель будет сообщать взыскателю о безрезультатности розыска и доводить до него информацию о праве на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим. Это, как пояснил П. Крашенинников, даст несовершеннолетним детям должника право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Соцвыплаты защищены

Два других законопроекта, которые Комитет рассмотрел 17 октября 2017 года и рекомендовал принять в первом чтении, направлены на исключение возможности обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера.

В проектах федеральных законов № 221778-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» и № 221761-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предлагается предусмотреть создание специальных социальных банковских счетов, предназначенных для зачисления денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. В данном случае, как пояснил П. Крашенинников, имеются в виду:

–суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

–пенсии по случаю потери кормильца;

–различные компенсационные и единовременные выплаты;

–социальные пособия, в том числе пособия гражданам, имеющим детей;

–средства материнского капитала;

–выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами.

В рамках исполнительного производства нередко встречаются ситуации, когда после списания денежных средств со счета должника выясняется, что они относились к вышеуказанным социальным выплатам. Дело в том, что изначально судебный пристав-исполнитель не владеет информацией об источниках поступления денежных средств на банковский счет должника и их назначении. В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник обязан сам представить судебному приставу документы, подтверждающие наличие доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Однако на практике должник не всегда может представить такие документы в силу тех или иных причин. В итоге только за прошедший год в суды поступило более 250 исковых заявлений об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по списанию с банковских счетов денежных средств социального характера.

В законопроектах предлагается дополнить Гражданский кодекс РФ статьями, регламентирующими порядок открытия и ведения кредитными учреждениями специального социального банковского счета, предназначенного для зачисления денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. Арест или списание по обязательствам владельца денежных средств, находящихся на таком счете, не допускаются, за исключением обязательств, которые связаны с оплатой расходов банка по совершению операций с денежными средствами, уточнил П. Крашенинников.

Кроме того, предлагается установить административную ответственность для уполномоченных органов и организаций за несоблюдение требований о перечислении денежных средств социального характера на такие специальные социальные банковские счета, а также для банков –за совершение по таким счетам операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

Кто не сможет выехать за границу?

П. Крашенинников также напомнил о вступившем в силу с 1 октября 2017 года Федеральном законе от 26.07.2017 № 190-ФЗ «О внесении изменений в статьи 65 и 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее –Закон № 190-ФЗ), предусматривающем увеличение с 10 тыс. до 30 тыс. руб. суммы задолженности, при наличии которой судебный пристав-исполнитель может запретить гражданину выезд из страны.

Однако увеличение пороговой суммы не коснулось требований о:

–взыскании алиментов;

–возмещении вреда здоровью;

–возмещении вреда в связи со смертью кормильца;

– возмещении морального и/или имущественного вреда, причиненного преступлением.

Для таких требований, как отметил П. Крашенинников, в целях особой защиты прав наиболее социально уязвимых категорий взыскателей пороговая сумма осталась прежней. Более того, если должник уклоняется от уплаты задолженности более двух месяцев, то по их истечении пороговая сумма снова снизится до 10 тыс. руб. и по всем остальным категориям требований.

Также Законом № 190-ФЗ введен механизм, позволяющий в максимально короткие сроки отменять ограничение на выезд за рубеж должников после оплаты ими заложенности по исполнительному документу. В этих целях функции по снятию запрета на выезд должников, оплативших задолженность, предоставлены судебным приставам-исполнителям центрального аппарата ФССП России. Они должны выносить постановления о снятии ограничения на выезд не позднее одного дня, следующего за днем размещения в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах сведений об уплате лицом задолженности по исполнительному документу.