Новое в защите прав потребителей

| статьи | печать

Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2017 № 1837-р была утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (далее – Стратегия). Разработка плана мероприятий по ее реализации поручена Роспотребнадзору.

Цели и направления Стратегии

Основными целями Стратегии являются:

–обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;

–защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения;

–повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации.

Стратегия выделяет восемь приоритетных направлений:

–обеспечение защиты граждан Российской Федерации как потребителей;

–защита потребительских прав социально уязвимых групп населения;

–стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей;

–предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях;

–развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах;

–продвижение принципов рациональной модели потребления;

–содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей;

–расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.

Мероприятия по защите прав потребителей

В рамках реализации перечисленных направлений предусмотрен обширный перечень мероприятий, предполагающий, как нам видится, серьезные изменения во многих сферах общественной жизни, так или иначе связанных с институтом защиты прав потребителей. Будет повсеместно повышаться правовая грамотность населения, станут более строгими контроль и надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов, возрастет роль общественных объединений потребителей в части регулирования данной отрасли, а приобретение товаров и услуг в сети Интернет станет более надежным и безопасным.

Первоочередное внимание будет уделяться таким областям, как продовольствие, медицинские услуги, водоснабжение, фармацевтические товары, энергоснабжение и коммунальные услуги, а также туристические услуги. В то же время Правительство РФ подчеркивает, что проводимая политика в области защиты интересов потребителей не будет использована для защиты отечественных предприятий от конкуренции с импортируемыми товарами и услугами.

Отдельного внимания заслуживают целевые показатели реализации Стратегии, отраженные в приложении к ней и наглядно демонстрирующие промежуточные и итоговые результаты проведения государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Рассмотрим их подробнее.

В первую очередь Правительство РФ примет меры к увеличению доли потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав. Уже со следующего года не менее половины всех потребителей России будут надлежащим образом защищены от нарушений их прав и законных интересов. К 2030 году процент таких потребителей должен достичь по меньшей мере 85. Мы полагаем, что данное положение является не столько отдельной задачей Стратегии, сколько ее ожидаемым результатом в том случае, если будут своевременно и благополучно развиты все приоритетные направления.

Ожидается рост числа споров с участием потребителей, разрешенных в досудебном и внесудебном порядке, по отношению к общему количеству споров данной категории. В завершающем этапе каждый второй спор будет разрешаться сторонами без обращения в суд. Следует заметить, что действующий Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» уже содержит норму (п. 6 ст. 13), направленную на удовлетворение требований потребителя в досудебном (добровольном) порядке.

Процедуры медиации для урегулирования потребительских споров

Стратегия также предполагает постепенное введение процедуры медиации в сферы рынка потребительских товаров и услуг. По нашему мнению, данный пункт корреспондирует предыдущему, поскольку целью процедуры медиации является заключение сторонами спора взаимоприемлемого соглашения, нахождение компромисса. Впрочем, потребителям не всегда будет выгодно прибегать к данной процедуре: вместо того, чтобы тратить время на медиацию (которая в некоторых случаях может длиться до полугода) и нести риск недостижения согласия с другой стороной или неисполнения условий медиативного соглашения (в результате чего потребителю придется обращаться в суд), гражданину будет проще направить контрагенту претензию (и уже на этом этапе спор может быть завершен), а затем обратиться в суд, получив при этом значительное преимущество в виде 50-процентного штрафа в свою пользу. Более того, судебная практика на сегодняшний день весьма однозначно складывается именно в пользу потребителей, что является еще одним препятствием к широкому применению процедуры медиации в данной сфере.

Региональные программы по защите прав потребителей

К 2030 году действие программ по защите прав потребителей должно охватить все субъекты Российской Федерации. По состоянию на 2017 год такие программы действуют только в 30 регионах из 85. На наш взгляд, это весьма актуальная проблема, поскольку уровень защищенности прав потребителей значительно варьируется в зависимости от региона. Так, согласно последним исследованиям1, региону с самым высоким уровнем защищенности (Ленинградской области) было присвоено 435,8 баллов, а региону с самым низким уровнем (Чукотскому автономному округу) –всего 27,1.

Кроме того, планируется увеличить долю региональных программ по защите прав потребителей, содержащих указание на специальные меры по защите прав потребителей среди социально уязвимых групп населения (людей с ограниченными возможностями, граждан старшего поколения и детей) до 100% в общем количестве таких программ. Действующее законодательство предусматривает меры по дополнительной защите социально уязвимых групп населения: в частности, если гражданин (в том числе потребитель) по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, сделать это в его интересах может прокурор (п. 1 ст. 45 ГПК). Однако на практике такие меры далеко не всегда реализуются, ввиду чего включение в Стратегию данного положения представляется нам эффективной мерой к повышению уровня защищенности прав потребителей, в том числе среди социально уязвимых групп населения.

Защита прав потребителей некоммерческими организациями

Начиная с 2018 года почти каждое третье общественное объединение потребителей будет приглашено к участию в работе консультативных советов, межведомственных комиссий, координационных органов, участвующих в разработке и проведении политики в сфере защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. К 2030 году данный показатель достигнет 90%, что будет означать передачу значительной части контроля над сферой защиты прав потребителей в руки некоммерческих организаций. Не исключено, что последствием данной инициативы также станет предъявление более строгих требований к самим общественным объединениям, поскольку их массовый допуск к управлению государственной политикой повлечет необходимость повышения ответственности.

Выигранных судебных споров станет больше

В некоторой степени с 2017-го по 2030 год увеличится доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков, а также в защиту конкретного потребителя (с 82% до 85% и с 84% до 90% соответственно). По нашему мнению, данные положения можно истолковать неоднозначно, поскольку речь, по сути, идет о росте числа выигранных судебных споров. Выполнение указанных целевых показателей Стратегии может означать либо более лояльное отношение судов к потребителям, либо уменьшение количества подаваемых в защиту прав потребителей исков (подача только «выигрышных» исков).

Наконец, Стратегия предполагает незначительное увеличение доли удовлетворенных исков в общем количестве исков, по которым дано заключение в целях защиты прав потребителей (с 89% до 91%).

Что даст реализация Стратегии

Анализ Стратегии позволяет сделать вывод о масштабной реформе института защиты прав потребителей в России, направленной на всестороннее развитие данной отрасли права, что на сегодняшний день является острой необходимостью. Реализация Стратегии затронет не только юридическую, но также экономическую и социальную сферы общества. Впрочем, в некоторых субъектах РФ изменения, как мы полагаем, будут минимальны. В частности, если в некоем регионе уже сегодня эффективно действуют программы по защите прав потребителей, значительная часть споров разрешается в досудебном порядке, имеет место активная деятельность общественных объединений потребителей, а большинство граждан, в том числе относящихся к социально уязвимым группам населения, в достаточной мере просвещены в правовой и финансовой областях и положительно оценивают уровень защиты их прав как потребителей, то рассматриваемая Стратегия в таком регионе по большей части уже реализована. Полагаем, что Распоряжение Правительства РФ в первую очередь направлено на развитие сферы защиты прав потребителей в тех субъектах РФ, где данная отрасль права в настоящее время действительно нуждается в государственной поддержке.

В случае эффективной реализации поставленных задач и достижения целевых показателей мы можем рассчитывать на стабильно положительную тенденцию роста уровня защиты и защищенности всех потребительских прав граждан.

1 Рейтинг субъектов РФ по уровню защищенности интересов потребителей органами государственной власти – 2016 (подготовлен Объединением потребителей России). Источник: http: // http://www.проект-знак-качества.рф/issledovaniya/rejtingi/1353-rejting-sub-ektov-rf-po-urovnyu-zashchishchennosti-interesov-potrebitelej-organami-gosudarstvennoj-vlasti-2016.html.