Превращение сельских районов в городские округа продолжается

| статьи | печать

«Прелести» нововведений в федеральный закон о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) в полной мере испытывают на себе жители Московской области. Вопреки мнению большинства региональная власть продолжает превращение сельских районов в городские округа.

За десять месяцев этого года муниципальных районов в Подмосковье стало меньше на семь административных единиц, а число городских округов выросло с 39 до 51. Математическое несоответствие объясняется тем, что поселения включают в другие городские округа. Так, в Орехово-Зуевском районе часть сельских поселений в январе отойдет к г. о. Орехово-Зуево, а часть — к г. о. Ликино-Дулево. Сельские поселения Ногинского района поделят между городскими округами Ногинск и Электросталь. Таким образом, в начале 2018 г. в Подмосковье будет 56 городских округов и 11 муниципальных районов.

В 2015 г., по данным Минюста России, было 35 городских округов и 36 муниципальных районов. В районах статус муниципальных образовании имели 177 сельских поселений и 111 городских. К 20 октября 2017 г. в области оставалось 98 сельских и 66 городских поселений. Соответственно, вдвое меньше стало местных бюджетов. Вместо децентрализации бюджетного процесса, к чему склоняется даже федеральная власть, создаются квазибюджеты новых муниципалитетов. Оставшиеся без финансового обеспечения в связи с утратой статуса муниципального образования поселения обрекаются на вымирание в «объятьях» городов.

Шаховской муниципальный район, в составе которого не было ни одного города, с 2015 г. — городской округ. Преобразуется и традиционно сельскохозяйственный Лотошинский район. А Коломенский городской округ собрал нынешней осенью рекордный урожай картофеля, опередив и сельские районы, и городские округа.

Не согласные с переменами жители Подмосковья и соседних областей в декабре 2016 г. года созвали Гражданский форум местного самоуправления. Спустя ровно год они провели уже второй форум в защиту поселенческого уровня местного самоуправления. На этот раз они предложили создать при Московской областной думе комиссию по оценке муниципальных преобразований. В резолюции собрания отмечается, что в случае непринятия инициативы участники форума оставляют за собой право «как на обращение в Совет Европы, так и на публичный протест в рамках закона».

В немалой степени объединению активных жителей Подмосковья и соседних областей способствовала «борьба» властей с полигонами твердых бытовых отходов. Прогремевшее на всю страну закрытие «мусорных Эверестов» у МКАД усилило нагрузку на другие свалки. Так, под Подольском реанимируется закрытый было полигон «Малинки», чтобы стать самым мощным в Европе. Встревожены такой же перспективой и жители Веневского района Тульской области. Их представитель Александр Аптекарев обратил внимание обозревателя «ЭЖ» на внушительную делегацию туляков на втором гражданском форуме местного самоуправления. «Еле уговорили еще школьников остаться дома. Они хотели пап и мам, дедушек и бабушек поддержать лозунгами и транспарантами, — сказал он. — Мусорная проблема всколыхнула и молодых, и старых».

«Вольница» региональных властей стала возможной благодаря потаканиям федеральных законодателей. Они приняли законы, которые узаконили — тавтология здесь уместна! — уже совершенные действия властей субъектов Федерации. То есть приняли законы обратного действия. В таблице представлена лишь часть депутатских деяний «во славу сельских территорий».

В результате, по сведениям ВШГУ РАНХиГС при Президенте РФ, в 2016—2017 гг. в Ставропольском крае девять муниципальных районов были преобразованы в городские округа, в Калининградской области — три, в Сахалинской и Тверской областях — по одному. По данным Минюста России, с 1 января 2016 г. по 1 июня 2017 г. число сельских поселений уменьшилось на 251 муниципальное образование, городских поселений — на 35 и сельских районов — на 23, а число городских округов увеличилось на 22 административные единицы. Минюст регистрирует осуществленные преобразования, поэтому у него нет статистики сходов или референдумов, на которых люди согласились или не согласились с «перезагрузкой» их уклада жизни. По действующему законодательству изменения статуса муниципального образования, его границ, равно как упразднение территориальной единицы, должны осуществляться с согласия местного населения или с учетом его мнения, выраженного представительным органом муниципального образования. В прессе появлялись единичные сообщения о противодействии проведению собраний местных сообществ, но еще меньше было известий о проведенных сходах граждан и муниципальных референдумах.

Изменения в закон о местном самоуправлении, вступившие в силу в 2017 г.

Статья закона

Пункт/часть

Дата начала действия

Основание введения изменения

11. Границы муниципальных образований

1.1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями и городскими округами. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений

15.04.2017

62-ФЗ от 03.04.2017

1.2) территории всех поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов

15.04.2017

62-ФЗ от 03.04.2017

3.1) территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития городского округа

15.04.2017

62-ФЗ от 03.04.2017

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью сельского населения более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью сельского населения — менее 3000 человек каждый)

09.01.2017

501-ФЗ от 28.12.2016

8) в соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности сельского населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек

09.01.2017

501-ФЗ от 28.12.2016

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы городского округа, муниципального района — с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений (населенных пунктов), входящих в их состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях

15.04.2017

62-ФЗ от 03.04.2017

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, городского округа

15.04.2017

62-ФЗ от 03.04.2017

15.1) границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ

15.04.2017

62-ФЗ от 03.04.2017

12. Изменение границ муниципального образования

2.2) изменение границ городских округов, влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав городских округов, к территориям поселений соответствующих муниципальных районов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов

15.04.2017

62-ФЗ от 03.04.2017

13. Преобразование муниципальных образований

3.1) объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования

15.04.2017

62-ФЗ от 03.04.2017

8) преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 3.2, 4—6.1 настоящей статьи

09.01.2017

494-ФЗ от 28.12.2016

Источник: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (действующая редакция)