«Период охлаждения» в страховании увеличен

| статьи | печать

С 1 января текущего года вступило в силу указание Банка России об увеличении «периода охлаждения» в страховании до 14 календарных дней (до этого данный период равнялся пяти рабочим дням). Названным периодом является срок, в течение которого покупатель может отказаться от ненужной или навязанной ему страховки.

Впервые «период охлаждения» был введен в 2016 г., благодаря чему количество жалоб на навязывание дополнительных услуг при страховании, которые страхователи направляли в Банк России, начало постепенно снижаться. По итогам июля 2017 г. количество подобных жалоб снизилось по сравнению с июлем 2016 г. почти в три раза. Банк России также напоминает обратившимся гражданам, что «период охлаждения» распространяется также на договоры потребительского страхования с оформлением страховки.

Как выяснилось, гражданам часто не хватало пяти рабочих дней, чтобы заявить в страховую компанию об отказе от договора страхования. Кроме того, по данным проведенного ЦБ мониторинга, многие страховые компании добровольно предлагали своим клиентам более длительный «период охлаждения» по сравнению с минимальным, установленным регулятором. Введение более длительного периода охлаждения де-юре закрепит фактически сложившееся на рынке положение вещей и снизит возможность злоупотреблений со стороны недобросовестных страховщиков.

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс в своем комментарии по поводу увеличения «периода охлаждения» подчеркнул, что главной проблемой в связи с навязыванием страховых услуг сегодня является потребительское кредитование.

«По нашим данным, уже сейчас число жалоб на навязывание дополнительных услуг близко к нулю. Российский союз автостраховщиков несколько лет назад ввел практику периода охлаждения, которая затем была закреплена решением ЦБ. Благодаря этой мере и запуску электронного полиса ОСАГО проблема навязывания дополнительных услуг (вместе с полисом ОСАГО) ушла в прошлое», — сказал И. Юргенс.

«В то же время проблема осталась при предоставлении услуг банками при кредитовании. Здесь 14-дневный срок „периода охлаждения“ является промежуточным звеном. Дело в том, что „период охлаждения“ здесь был также введен, однако многие кредитные организации обходят его, применяя так называемые „кредитные схемы“, при которых невозможно воспользоваться „периодом охлаждения“. Сейчас эта проблема обсуждается на площадке экспертного совета Банка России совместно с Всероссийским союзом страховщиков, и готовятся поправки в законодательство о потребкредите. Когда эти поправки будут приняты, проблема навязывания допуслуг будет окончательно решена», — заключил он.