Цивилизационный сдвиг требует активной социальной политики государства

| статьи | печать

Открытую в декабре минувшего года Академией труда и социальных отношений совместно с нашим еженедельником международную заочную научно-практическую конференцию «Рынок и государство» (см. «ЭЖ», 2017, № 48) сегодня продолжает статья доктора экономических наук, профессора Юрия Васильевича Якутина.

Цивилизационные сдвиги в развитии человечества были не раз и еще не раз будут. Речь идет о том, что постепенно накопившиеся в людских сообществах изменения в используемых ресурсах, технологиях производства, моделях экономического поведения людей, общественных институтах, стиле жизни приводят к коренным преобразованиям всего прежнего, казалось бы, надолго устоявшегося вектора развития человечества. Вспомним, что давно ушли в прошлое первобытно-общинные общества, рабовладение, феодализм. Продолжавшиеся много и много веков, тысячелетия, они все равно распались. Невечна и капиталистическая система, как любая другая. А внутри каждой системы постепенно меняются по странам и континентам свои социально-экономические формации, по этапам протекают свои метаморфозы. Одно дело — европейское рыночное хозяйство XVII века, которое рядом не стояло с современным, хотя и так же рыночно-товарным, как и тогда.

Человечеству нужна смена вектора развития

Каждый раз цивилизационные сдвиги имеют свои особенности. Сегодняшняя особенность состоит в том, что мы переживаем не просто формационный кризис, а кризис порожденной рынком модели потребительства всего и вся. Поэтому, когда сейчас мы ведем разговор в рамках нашей международной заочной научно-практической конференции, посвященной взаимодействию рынка, государства и бизнеса, мы должны сказать со всей ответственностью, что человечество в рамках наработанных рыночных инструментов уже не справляется с вызовами XXI века, нуждается в смене вектора развития.

Рыночные механизмы, как и прежде, направлены на формирование человека экономического, человека, зарабатывающего и потребляющего ради увеличения прибыли, и чем больше потребляющего и лучше работающего, тем больше на самом деле вступающего в противоречие с материальными возможностями нашей планеты, ее ресурсами и экологическим здоровьем. Здесь нужна принципиально новая модель экономического развития.

Современные кризисы не только циклические, экономические, социально-экономические — мы уже имеем дело с кризисом человеческий цивилизации в целом. Он свидетельствует, что тот путь, которым мы привыкли идти, теперь заводит в тупик. Если продолжать двигаться так, как прежде, мы получим еще более разрушительные кризисы, встанет вопрос о возможностях выживания человечества вообще.

Старая рыночная модель социально-экономического развития изжила себя, требует корректировки. Об этом явствует многое: обостряются противоречия национальных экономик на глобальных рынках, что ведет к возрождению протекционизма, усиливаются требования равных условий конкуренции, несмотря на монопольный диктат ТНК, что порождает региональные союзы и новые формы организации в мировом хозяйстве. Общепризнанным становится понимание того, что новая модель развития должна положить конец варварской эксплуатации природных ресурсов, большим разрывам в экономическом и социальном развитии территорий и стран, резким имущественным неравенствам и различиям в доходах в мировом сообществе и населении отдельных стран.

Ныне принципиально отличны от наследия прошлого инновации в технике, технологиях, способах организации производства, транспортных системах, информационно-коммуникационных, инфраструктурных отраслях. Принципиально при этом то, что для современных кризисных явлений, порожденных прежде всего рыночными отношениями, характерна их связь с возможностями выживания человечества в целом. Человечество потребляет больше ресурсов, чем может себе позволить. По оценкам экспертов, если американский образ потребления навязывать всему миру, то не хватит ресурсов и пяти планет Земля. Чрезмерно растущее потребление развитых стран поддерживается крайне ненадежным фиктивным капиталом, финансовыми пузырями на спекулятивных рынках акций, облигаций, долговых обязательств, фьючерсов, а теперь еще и криптовалюты. Экономику движут не рост материального производства, увеличение вещественного богатства, а перепродажи, переоценки, игры на разницах цен, кредиты, превосходящие возможности их возврата.

Экономику, общество покидает духовность

Нынешние экономические процессы, связанные с цивилизационным кризисом, характерны также тем, что они обусловлены и деградацией духовно-нравственной сферы. Нажива, жизнь не по средствам, обман и разорение деловых партнеров, производство фальсифицированных товаров, престижная и демонстративная роскошь стали обычными явлениями. Забыты основополагающие ценности человеческого общества. Обыденными становятся алкоголизм, наркомания, экстремизм, террористические акты, вандализм, хулиганство, организованная преступность, шовинистские настроения.

Набирает ход процесс размывания западных обществ, их привычных моральных устоев. Усиливаются настроения национализма, ксенофобии, проявления неонацизма. В большинстве стран Европы ныне считается неполиткорректным даже упоминание о христианских корнях европейский цивилизации и культуры.

Непомерно увеличивающаяся экологическая нагрузка на природную среду усугубляется тем, что усиливаются загрязнение земель, водных и воздушных просторов, вырубка лесов, хищническая эксплуатация полезных ископаемых. Природная среда становится враждебной и непригодной для жизни человека, а не только недостаточной в своих ресурсах для удовлетворения его требований.

Потребление сегодня, которое формируют мода, реклама, социальные стандарты, — это также серьезная причина потрясений, которые переживает нынешнее общество.

Потребительская модель развития экономик базируется на использовании новых инструментов финансирования и кредитования, буквально навязывающих людям и странам возможность улучшать свое материальное благосостояние за счет растущих долговых обязательств. Результат — привычка жить не по средствам, не зарабатывать деньги на проживание, а прибегать к потребительским кредитам, внутренним и внешним займам. При этом западная и прежде всего американская модель жизни, агрессивно пропагандируемая другим народам и странам, превращает безудержное потребительство и развлечения в цель жизни мешает духовному и культурному развитию, творческой и созидательной деятельности людей.

Здесь стоит отметить, что уже растет применение коллективных форм потребления, которые более рациональны, обеспечивают развитие человека, а не ограничивают его. Современные технологии, особенно цифровые, позволяют смягчить имеющиеся здесь противоречия, обеспечивают персонификацию производства и потребления, что позволяет ограничить рост выпуска продукции не под конкретную цель, а для сбыта вообще.

Подчинилась бизнесу и власть

Безудержное стремление капиталистической рыночной экономики к прибыли также привело к подчинению власти бизнесу, формализации демократии. Максимализация прибыли ведет к коррупции, провоцирует политические конфликты, вызывает агрессию, диктует теперь политику. Усиливается материальное неравенство в обществе. В результате стала заметно сокращаться прослойка среднего класса, усугубляется социальное неравенство. Уменьшение среднего класса ведет к тому, что занятие политикой становится исключительно делом профессионалов и лоббистов, уменьшаются достижения демократии, трансформируются в худшую сторону либерально-демократические системы, нарастает противостояние стран.

Для устойчивого развития мирового сообщества необходимо уйти от конфронтации и начать строительство надежной полицентричной международной системы сотрудничающих друг с другом государств. Необходимо также находить новые модели не только социально-экономического устройства, но и социально-экономического или психологического, духовно-нравственного поведения всего человечества. Важно понять, что не человек существует для хозяйствования, а хозяйствование ведется для человека, для его всестороннего развития.

Нужны новые подходы к обоснованию стратегических целей и принципов эффективного социально-экономического развития, основных путей их достижения.

Выводы

Какие же выводы напрашиваются из наших рассуждений? Никогда за всю историю товарно-денежных отношений рынок не выполнял на 100% роль регулятора экономического оборота. Всегда были нужны различные механизмы настройки рыночных связей, где грубые, где тонкие, где комбинированные с административными мерами, которые бы регулировали рынок в интересах государства и общества, национальной безопасности и сохранности населения. Самый расцвет рыночной экономики сочетался, к примеру, с протекционизмом, не исключал таможенные барьеры. Всегда национальные интересы и интересы общества господствуют над рыночными, хотя механизмы согласования рыночных интересов предпринимательства и общества в целом были разные.

С каждым днем все очевиднее становится, что рыночные механизмы с выявившимися противоречиями справиться не могут, особенно с проблемами в социальной сфере. Цивилизационный сдвиг требует активной социальный политики государства. Рыночные же механизмы зовут потреблять, потреблять и потреблять, больше покупать, накапливать и расточать вещественные богатства, а планета, цивилизация уже не могут выдержать расточительства природных ресурсов. Поэтому роль государства как механизма согласования интересов различных общественных групп, институтов, отношений разных стран возрастает. Государство приобретает ныне особое, исключительное значение в диалоге с рынком, в работе по преодолению опасностей, грозящих выживанию самого человечества.

Материалы для конференции объемом до 500 печатных знаков присылайте до конца января по адресу: cons@ideg.ru.