Российским предпринимателям будет сложнее притворяться иностранными инвесторами

| статьи | печать

Ограничить доступ недобросовестных российских предпринимателей, пытающихся под видом иностранных инвесторов получить льготы, предоставляемые российским законодательством, решило Правительство России. Благодаря его законодательной инициативе понятие «иностранный инвестор» претерпит изменения.

Федеральный закон от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон № 160-ФЗ), равно как и ряд международных договоров РФ с иностранными государствами, предоставляет льготы и гарантии иностранным инвесторам на территории России.

Льготы для инвесторов-иностранцев

В частности, в соответствии со ст. 8 Закона № 160-ФЗ имущество иностранного инвестора не подлежит принудительному изъятию. В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры федеральных налогов и взносов во внебюджетные фонды, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора, нововведения не косаются инвестора в течение определенного срока (ст. 9 Закона № 160-ФЗ).

Иностранный инвестор после уплаты налогов и сборов имеет право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте (ст. 11 Закона № 160-ФЗ).

Помимо федеральных льгот, иностранному инвестору в соответствии со ст. 17 Закона № 160-ФЗ дополнительные преференции могут предоставить субъекты Федерации и органы местного самоуправления — вплоть до прямого финансирования из своих бюджетов.

Ну как этим не воспользоваться российскому предпринимателю?! Как отмечают в Правительстве РФ, «нередки случаи злоупотребления правами иностранных инвесторов со стороны российских юридических лиц и граждан в отношении инвестиционных проектов, фактически реализуемых этими лицами с использованием зарегистрированных за рубежом компаний».

Определимся с понятиями

В целях отсечения россиян, рядящихся в иностранные одежды, от доступа к льготам правительство подготовило и внесло в Государственную думу законопроект № 350175-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения понятия „иностранный инвестор“)».

Статью 2 Закона № 160-ФЗ, которая, собственно, определяет понятия «иностранный инвестор» и «иностранная инвестиция», предложено изложить в новой редакции. Теперь в ней хотят особо оговорить, что к иностранному инвестору не может быть отнесено иностранное юридическое лицо, контролируемое гражданином РФ или российским юридическим лицом. Также не смогут претендовать на статус иностранного инвестора предприятия, контролируемые физлицом с двойным гражданством (одно из которых — российское).

Контролируемое лицо

Также Правительство РФ считает необходимым, чтобы «вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации» (абз. 3 ст. 2 Закона № 160-ФЗ) осуществлялось иностранным инвестором «непосредственно и самостоятельно».

Кроме того, в данной статье появятся новые определения.

Контролируемым лицом предложено считать иностранное юридическое лицо или организацию, не являющуюся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица — контролирующего лица. При этом достаточно, чтобы наличествовал хотя бы один из нижеприведенных признаков:

  • контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;

  • контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

  • контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50% состава директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

  • контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом;

  • контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

Три закона — два определения

А вот для стратегически важных компаний новое определение «иностранного инвестора» правительство посчитало чрезмерно строгим. В ныне действующей редакции Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон № 57-ФЗ) понятие «иностранный инвестор» используется именно в редакции Закона № 160-ФЗ.

По предложению Кабинета министров, в будущем в целях применения положений Закона № 57-ФЗ в нем будет прописано собственное определение.

Иностранными инвесторами в Законе № 57-ФЗ будут признаваться: иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами. В целях настоящего Федерального закона иностранными инвесторами признаются также граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство, а также находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации. При этом для определения факта наличия контроля иностранных инвесторов над такими организациями применяются положения ч. 1 и 2 ст. 5 Закона № 57-ФЗ.

Это же определение должно будет применяться и в целях Федерального закона от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах».