С 2019 г. госзакупки переведут в электронный формат

| статьи | печать

Накануне Нового года Президент РФ подписал закон с поправками о госзакупках — Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее — Закон № 504-ФЗ). Главное новшество — с июля 2018 г. конкурсы, запросы котировок и запросы предложений заказчики смогут проводить в электронном виде, а с 2019 г. это станет для них обязательным.

В федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) внесены изменения. Закон № 504-ФЗ вступит в силу с июля 2018 г., но некоторые изменения начнут действовать в другие сроки, причем часть из них применяется уже с 11 января 2018 г.

Электронный формат закупок

В поправках предусмотрен перевод конкурентных процедур госзакупок в электронный формат. Для этого устанавливается переходный период с 1 июля 2018 г. по 1 января 2019 г. Так, с июля 2018 г. заказчики смогут проводить конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронном виде. А с 2019 г. это станет для них обязанностью. Таким образом, со следующего года «в бумажном виде» провести конкурентные процедуры не получится. Одновременно в Законе № 504-ФЗ детально сформулирован порядок проведения закупочных процедур в электронном виде.

До 1 января 2019 г. участники закупок, аккредитованные ранее на электронных площадках, для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе. Офшорные компании в качестве участников закупок регистрировать не будут. А еще ранее (с 1 июля 2018 г.) все участники закупок должны будут получить квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей (вместо неквалифицированных) для участия в закупках в электронной форме.

Описание объекта закупки

Закон № 504-ФЗ внес изменения в требования к описанию объекта закупки. Теперь исключено правило о том, что такое описание должно носить объективный характер. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак, но при условии:

1) сопровождения такого указания словами «или эквивалент», либо

2) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо

3) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Основание для заключения контракта со вторым победителем

В поправках указано, что теперь заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем. Речь идет о ситуации, когда заказчик отказывается от заключения контракта с победителем по основаниям, предусмотренным ч. 9 и 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. То есть если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, предъявляемых к нему, или если он предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия этим требованиям. Также отказаться от контракта может заказчик при закупке лекарств, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Например, если обнаружится, что предельная отпускная цена лекарств, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована.

Контракт со вторым победителем заключается в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. При этом победитель закупки, с которым заказчик отказался заключить контракт по этим основаниям, не считается уклонившимся от заключения контракта. Поэтому в Реестр недобросовестных поставщиков такого победителя не внесут. Исключение — если участник закупки предлагал цену лекарств, которая превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказался. Эти положения начали действовать с 11 января 2018 г.

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков

Изменились правила подачи сведений в ФАС России по поводу включения участников закупки в Реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения от заключения контракта. В частности, если победитель уклоняется от заключения контракта, то теперь заказчик в любом случае должен подать сведения о нем в ФАС России для включения в Реестр недобросовестных поставщиков. Раньше такой обязанности не было, если второй победитель тоже отказывался от заключения контракта. Теперь привязку к заключению контракта вторым победителем убрали. То есть заказчик должен подать документы в ФАС России в течение трех дней после уклонения от заключения контракта первого победителя, а не после заключения контракта с другим участником закупки.

Еще предусмотрено, что в Реестр недобросовестных поставщиков не включается информация об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителями юридических лиц.

Другие изменения Закона № 44-ФЗ

  • Если физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не соответствует определенным требованиям (например, не имеет лицензии), то его жалобы будут рассматривать в общем порядке, то есть не на основании главы 6 Закона № 44-ФЗ.

  • Новые требования к банковским гарантиям в сфере госзакупок начнут действовать с 1 июля 2018 г. По 30 июня 2018 г. включительно при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок в порядке, действовавшем до 1 июля 2018 г.

  • Появилось новое требование к участникам закупки — отсутствие у них ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.

  • Протокол разногласий можно будет подать только один раз.

  • Минимальный шаг аукциона составляет 100 руб.

  • С 2019 г. будут вести единый реестр участников закупок.