Альтернативные инвестиции: МЭР и ЦБ готовятся регулировать краудфандинг

| статьи | печать

Два ведомства — Минэконоразвития России и ЦБ РФ — практически одновременно представили свои варианты проекта федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Причем если министерство обнародовало свой проект на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, то ЦБ РФ ограничился собственным официальным сайтом. Единственное принципиальное противоречие между двумя документами — «потолок» инвестиций в рамках розничного финансирования.

Краудфандинг — механизм привлечения заемных средств либо коллективного финансирования компаний или проектов с использованием интернет-платформ — явление далеко не новое как в России, так и во всем мире. Так что появление законопроектов, призванных урегулировать этот сектор финансового рынка, вполне логично. А принципиальное сходство позиций ЦБ РФ и Минэкономразвития России по данному вопросу говорит о том, что окончательный вариант законопроекта, скорее всего, будет без проблем согласован в Правительстве РФ.

Как следует из проекта (в рамках данной статьи будем рассматривать текст Минэкономразвития России, опубликованный на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/12-17/00076673), деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению инвесторам и лицам, привлекающим инвестиции, доступа к специальной инвестиционной платформе, размещаемой в интернете.

Инвестиционная платформа

Инвестиционная платформа, по сути, представляет собой площадку, на которой оператор предоставляет инвесторам и лицам, привлекающим инвестиции, доступ к информационным ресурсам, необходимым для заключения соответствующих договоров между ними. Способами инвестирования, предусмотренными проектом, являются:

  • предоставление займов,

  • приобретение ценных бумаг и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, партнерств, товариществ,

  • приобретение токенов* инвестиционных проектов.

При этом доступ к платформе будет возможен лишь при условии идентификации и аутентификации лица, намеренного стать участником инвестиционной платформы, и оформляться электронным документом, подписанным простой электронной подписью, если иной вид электронной подписи, либо иной способ присоединения к договору, не предусмотрен правилами инвестиционной платформы.

Требования к оператору

Предусмотрен ряд требований, предъявляемых к операторам инвестиционной платформы. Согласно проекту ими могут быть российские хозяйственные общества при условии их включения Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. Включение в реестр будет осуществляться на добровольной основе.

Минимальный размер собственных средств (капитала) оператора должен составлять не менее 5 млн руб. Оператору инвестиционной платформы нельзя будет осуществлять деятельность кредитной организации либо деятельность некредитной финансовой организации (исключение составит деятельность организатора торговли, брокера, управляющего, депозитария или регистратора). Оговорено, что оператор инвестиционной платформы не отвечает перед инвесторами по обязательствам лица, привлекающего инвестиции.

Проводить проверку деятельности операторов инвестиционных платформ будет Банк России.

Как это будет работать?

Определен также порядок вложения инвестиций посредством инвестиционной платформы.

Привлекать инвестиции посредством инвестплатформы смогут российские коммерческие организации или ИП. Проект предусматривает лишь одно условие — в отношении такого лица не должно быть подано в арбитражный суд заявление о признании банкротом. Однако дополнительные требования могут быть установлены оператором.

В предложении лица, привлекающего инвестиции, обязательно должны быть указаны срок его действия и минимальный объем привлекаемых денежных средств для достижения цели инвестиционного проекта. Если минимальный объем не был собран в течение указанного срока, предложение должно быть отозвано, а средства возвращены инвесторам без начисления процентов.

В предложении также может указываться целевой объем привлекаемых денежных средств, по достижении которого действие предложения прекращается.

Для инвестора законопроектом предусмотрен срок, в течение которого тот вправе отозвать инвестированные средства, — пять рабочих дней со дня передачи денежных средств, но не позднее дня истечения срока действия предложения лица, привлекающего инвестиции, либо дня достижения целевого объема привлеченных в инвестиционный проект денежных средств.

В чем не сошлись ЦБ РФ и Минэкономики?

Минэкономики полагает, что гражданам, не являющимся квалифицированными инвесторами или индивидуальными предпринимателями, стоит ограничить вложения суммой 1,4 млн руб. в течение одного года. А привлечь инвестиций одно лицо в течение одного года не сможет более чем на 2 млрд руб. Банк России придерживается позиции, что для одного неквалифицированного инвестора сумма вложений в течение года не должна быть более 500 000 руб. и не более 50 000 руб. в год в одном проекте.

* Отметим, что в отношении понятия «токен», используемого в проекте, сделана отсылка к федеральному закону «О цифровых финансовых активах», проект которого разработан Минфином России, но пока не внесен в Госдуму. Согласно ему токен — вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей.