Обзор документов («Бухгалтерское приложение», № 13, 2018 г.)

| статьи | печать

Новая декларация по земельному налогу

ФНС России приказом от 02.03.2018 № ММВ-7-21/118@ утвердила новую форму декларации по земельному налогу и внесла изменения в порядок ее заполнения.

С 1 января 2018 г. п. 1 ст. 391 НК РФ действует в новой редакции. В нем сказано, что изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие смены вида его разрешенного использования, перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу со дня внесения сведений в ЕГРН. В этом случае исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом специального коэффициента (п. 7.1 ст. 396 НК РФ). Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых в данном налоговом периоде земельный участок имел кадастровую стоимость, установленную для данного вида разрешенного использования категории земель, и (или) значения площади, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Действующая форма декларации, утвержденная приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@, не позволяет произвести расчет налога с учетом вышеуказанного коэффициента. Поэтому налоговики утвердили новую форму. Единственное ее отличие от действующей формы — это появление в разделе 2 декларации новой строки 145 «Коэффициент Ки». Значение этой строки указывается в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.

Новая декларация применяется с отчетности за 2018 г.

Размер полевого довольствия, освобождаемого от НДФЛ

Минфин России разместил на едином портале правовой информации текст проекта федерального закона, вносящего изменения в ст. 217 НК РФ.

Согласно ст. 168.1 ТК РФ работодатель возмещает работникам, трудящимся в полевых условиях, расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (полевое довольствие). В настоящее время суммы полевого довольствия независимо от их размера не облагаются НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ как выплаты, связанные с исполнением лицом трудовых обязанностей (письмо Минфина России от 10.08.2017 № 03-15-06/51340).

Специалисты финансового ведомства предлагают установить лимит на величину полевого довольствия, не облагаемого НДФЛ. В связи с этим в п. 3 ст. 217 НК РФ вносится дополнение. Им устанавливается, что в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суммы полевого довольствия, выплачиваемого работникам в соответствии с законодательством РФ, в размере не более 700 руб. за каждый день нахождения в полевых условиях.

Промышленное оборудование — движимое имущество

ФНС России письмом от 28.03.2018 № БС-4-21/5834@ довела до сведения нижестоящих налоговых органов позицию Минпромторга России по отнесению промышленного оборудования, монтируемого на фундаменте, к объектам недвижимости.

Квалификация объектов основных средств промышленного производства в качестве недвижимого или движимого имущества важна для целей исчисления налога на имущество организаций. Дело в том, что движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г., освобождается от налогообложения (п. 25 ст. 381 НК РФ). Напомним, что эта льгота с 1 января 2018 г. применяется на территории субъекта РФ в случае принятия им соответствующего закона (п. 1 ст. 381.1 НК РФ).

К недвижимости относится все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 130 ГК РФ). Минпромторг России разъяснил, что технологическое оборудование промышленных предприятий, несмотря на то что оно может быть смонтировано на фундаменте, к недвижимости не относится. Ведь оно без потерь демонтируется и перемещается на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и характеристик.

Кроме того, в соответствии с ОКОФ оборудование для осуществления процесса производства не относится к сооружениям и классифицируется в соответствующих группировках машин и оборудования. При этом факт установки такого оборудования на специальный или общий фундамент не меняет данной классификации.

На налоговую проверку выходит полиция

Налоговые органы не обязаны сообщать налогоплательщикам мотивы, по которым к участию в налоговой проверке привлекаются сотрудники полиции. Такую точку зрения высказали специалисты ФНС России в письме от 21.03.2018 № ЕД-19-2/69@.

Органы внутренних дел могут участвовать в налоговой проверке только по запросу налоговиков (п. 1 ст. 36 НК РФ). При этом в Налоговом кодексе нет перечня условий, при которых к проведению проверки привлекаются сотрудники полиции.

Основания для направления мотивированного запроса налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной проверке содержатся в п. 8 Инструкции о порядке взаимодействия налоговых органов и полиции при проведении совместных выездных проверок, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009. В комментируемом письме налоговики указали, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность налоговых органов по ознакомлению налогоплательщика с мотивированными запросами налогового органа об участии сотрудников полиции в выездной проверке.

Если на проверку налоговики выходят вместе с полицейскими, то в решении о ее проведении указываются и сотрудники полиции. Если же полицейские привлекаются к уже проводимой проверке, то руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки. С указанными решениями налоговый орган обязан ознакомить проверяемого налогоплательщика.

Дефицита фискальных накопителей нет, а значит, будет штраф

Налоговики отменили ранее предоставленную спецрежимникам поблажку за использование фискальных накопителей на 13 месяцев. Об этом говорится в письме от 12.02.2018 № ЕД-4-20/2631.

По общему правилу пользователи ККТ, оказывающие услуги и применяющие спецрежимы, обязаны использовать фискальный накопитель со сроком действия ключа 36 месяцев (п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). За нарушение этого требования предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

В прошлом году ФНС России выпустила письмо, в котором сказано, что указанные лица могут применять фискальный накопитель на 13 месяцев. При этом никакие штрафные санкции им не грозят (письмо от 23.05.2017 № ЕД-4-20/9679). Такое снисхождение было обусловлено тем, что в тот период на рынке не было ни одного экземпляра модели фискального накопителя на 36 месяцев. А согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На сегодняшней день ситуация изменилась. Сейчас в реестр фискальных накопителей включено достаточное количество экземпляров модели фискального накопителя на 36 месяцев. В связи с этим применение фискального накопителя на 13 месяцев является нарушением и карается санкциями, предусмотренными в ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

Перерасчет отпускных в форме 6-НДФЛ

Московская налоговая служба в письме от 12.03.2018 № 20-15/049940 пояснила, как следует заполнить расчет по форме 6-НДФЛ в ситуации, когда компания после выплаты работникам отпускных осуществляет их перерасчет и эти операции (выплата и корректировка) приходятся на разные отчетные периоды.

Специалисты УФНС России по г. Москве напомнили, что налоговые агенты удерживают НДФЛ непосредственно из доходов физлиц при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). В отношении доходов в виде оплаты отпусков налог перечисляется не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ). Дата фактического получения работником отпускных — это день выплаты доходов независимо от того, за какой месяц были начислены отпускные (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Налоговики пришли к следующему выводу. Если в результате перерасчета отпускных производится доплата, то в разделе 1 расчета 6-НДФЛ того отчетного периода, в котором произведена доплата, отражаются итоговые суммы с учетом доплаты. Если же перерасчет привел к уменьшению суммы отпускных, то нужно сдать уточненный расчет за тот период, в котором отпускные были начислены. При этом в разделе 1 отражаются итоговые показатели с учетом уменьшенной суммы.

Освобождение налогового агента по НДФЛ от санкций

На едином портале правовой информации общественное обсуждение проходит правительственный законопроект с поправками в ст. 109 НК РФ.

В пункте 1 ст. 109 НК РФ приведен перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. В этот перечень вводится новый подп. 5. В соответствии с ним налоговый агент, допустивший несвоевременную уплату удержанного налога в бюджет, освобождается от ответственности по ст. 123 НК РФ если он:

  • в установленный срок представил расчет по НДФЛ;

  • уплатил недостающие суммы налога и пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговиками факта несвоевременного перечисления налога или о назначении выездной проверки;

  • перечислил с задержкой налог непреднамеренно в результате упущения (технической или иной ошибки).

Отметим, что аналогичный подход ранее высказывал Конституционный суд РФ в постановлении от 06.02.2018 № 6-П.