Рекламная акция силами сторонней компании: кто налоговый агент?

| статьи | печать

Специалисты Минфина России считают, что при раздаче гражданам призов в ходе промоакции налоговым агентом по НДФЛ выступает компания — инициатор рекламного мероприятия, а не его организатор. К такому выводу финансисты пришли в письме от 15.03.2018 № 03-04-06/16262.

В комментируемом письме финансисты рассмотрели следующую ситуацию. Для формирования и поддержания интереса к своим услугам компания А проводит промоакцию — стимулирующее мероприятие для текущих и потенциальных покупателей — физических лиц. Она выступает инициатором данного мероприятия — определяет правила проведения акции, в том числе условия участия и критерии отбора победителей. А вот непосредственно организует рекламную кампанию фирма В, с которой заключен соответствующий договор.

Финансирование акции полностью производится за счет средств компании А, которая оплачивает услуги фирме В, а также перечисляет ей денежные средства на закупку и передачу призов как в натуральной, так и в денежной форме. Выдает призы физическим лицам фирма В. Кто в такой ситуации выступает налоговым агентом по НДФЛ?

Финансисты пришли к выводу, что в данном случае фирма В не имеет к налоговому агентированию никакого отношения. Приведем аргументацию ведомства.

По общему правилу источником выплаты доходов признается организация, от которой физическое лицо получает доходы (п. 2 ст. 11 НК РФ). При этом налоговыми агентами признаются лица, на которых соответствующими главами Налогового кодекса возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Для целей налогообложения по НДФЛ налоговыми агентами являются организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо получило доходы. Такие организации должны исчислить, удержать у физического лица и уплатить сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов физического лица, источником которых является налоговый агент, за исключением отдельных доходов, указанных в п. 2 ст. 226 НК РФ.

Поскольку организацией, от которой физические лица получают призы, является организатор промоакции (в нашем случае это компания А), за счет средств которого образуется призовой фонд, то, по мнению специалистов Минфина России, именно данная компания признается налоговым агентом по НДФЛ. Значит, она должна при выдаче призов удержать с их суммы НДФЛ и перечислить его в бюджет.

Следует сказать, что финансовое ведомство рассматривало аналогичный вопрос в 2006 г. Но в то время Минфин России не дал конкретного ответа. В письме от 18.07.2006 № 03-05-01-04/215 лишь указано, что при получении физическим лицом дохода в виде выигрыша в стимулирующей лотерее налоговым агентом по НДФЛ признается организация, выплачивающая выигрыши победителям. Однако под выплачивающей организацией можно понимать как организатора рекламной акции, так и компанию, которая устраивает данное мероприятие.

Как видите, сейчас финансисты высказали четкую позицию, не допускающую различных толкований.