ВС РФ разъяснил, как рассчитывать количество тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды

| статьи | печать

Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, необходимо определять по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Показатели коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома, при этом учитываться не должны. Это касается в том числе случаев заключения договора с управляющей организацией, а не с гражданами напрямую.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 25.04.2018 № 305-ЭС17-22548 по делу № А41-19007/2017

Истец

ООО «ЭнергоСтройСервисЖилье»

Ответчик

ОАО «Пушкинская Теплосеть»

Суть дела

Между ООО «ЭнергоСтройСервисЖилье» (далее — общество, абонент) и ОАО «Пушкинская Теплосеть» (далее — теплоснабжающая организация) были заключены договоры теплоснабжения от 01.06.2006 и 09.10.2014 (далее — договоры). В соответствии с ними теплоснабжающая организация поставляет абоненту через присоединительную сеть тепловую энергию в многоквартирные дома, а абонент принимает и оплачивает ее.

Распоряжениями Комитета по тарифам и ценам Московской области от 19.12.2014 № 155-Р и от 18.12.2015 № 166-Р для потребителей теплоснабжающих организаций установлен двухкомпонентный тариф, состоящий из компонента на теплоноситель (воду) и компонента на тепловую энергию.

Между сторонами договора возникли разногласия относительно количества тепловой энергии, использованной на подогрев коммунального ресурса — горячей воды. Теплоснабжающая организация рассчитала указанный объем на основании показаний общедомовых приборов учета. Общество же посчитало такой расчет неправомерным. Оно исходило из того, что стоимость фактически оплаченного им коммунального ресурса определена теплоснабжающей организацией без учета норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, что привело к необоснованному завышению стоимости коммунального ресурса.

Общество обратилось в суд с иском о взыскании с теплоснабжающей организации 5,5 млн руб. (после отказа от части исковых требований — 4 млн руб.) неосновательного обогащения, возникшего в связи с переплатой за поставленный коммунальный ресурс.

Позиция судов

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска. Они исходили из того, что объем поставленной на подогрев воды тепловой энергии должен определяться по показаниям исправных приборов учета, ранее установленных абоненту, а не на основании норматива на подогрев. Подобный способ расчета за поставленные коммунальные услуги соответствует действующему законодательству, регулирующему отношения сторон (ст. 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ).

Истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих факт переплаты за оказанные услуги по горячему водоснабжению.

О правильности произведенных ответчиком начислений и примененных методик, по мнению судов, свидетельствует также тот факт, что за период действия договоров теплоснабжения возражений по объему и качеству не поступало. Следовательно, указанные расчеты были приняты абонентом.

Позиция ВС РФ

ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению Коллегии, нижестоящие суды ошиблись в том, что учитывали при определении объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, показания общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в многоквартирный дом.

ВС РФ руководствовался следующей логикой.

Если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подп. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу.

Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям, заключаемых управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, определяются с учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).

Указанные нормативные положения в их системном истолковании в судебной практике исключают возложение на управляющую организацию обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами — пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций.

В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Разделом VII приложения 2 к Правилам № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Так, в соответствии с п. 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23. Формула содержит величину Qiп — объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Такая величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, Qiодн в формуле 24 того же приложения.

Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, необходимо определять по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Показатели коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома, при этом учитываться не должны.