Потребители уже не экономят на еде, но еще не поверили в светлое будущее

| статьи | печать

Растущий дефицит рабочей силы на рынке труда подталкивает работодателей к увеличению заработных плат. Уровень средней зарплаты в России составил в марте 41 650 руб., что выше прошлогоднего показателя на 6,5%. На этом фоне товарооборот в I квартале увеличился на 2,2%, причем большинство россиян перестали экономить на еде. Вместе с тем они не надеются в близком будущем на существенное улучшение экономической ситуации.

В марте нынешнего года численность рабочей силы составляла 76,1 млн человек, отмечают эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в очередном «Мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения». В среднем за I квартал показатель равнялся 75,9 млн, что лишь немногим ниже, чем в соответствующем периоде 2017 г. Таким образом, снижение численности рабочей силы, наблюдавшееся на протяжении всего прошлого года, приостановилось.

Уровень безработицы уже второй месяц находится на отметке 5%, что на 0,4—0,6 п.п. ниже, чем в прошлом году. Согласно расчетам экспертов Банка России данный показатель на протяжении последних нескольких месяцев был ниже естественного уровня.

Показатель зарегистрированной безработицы к концу марта составил 1%. При этом число вакансий в государственной службе занятости достигло 1,47 млн, то есть на каждые 100 вакансий приходилось 63,6 человека в статусе зарегистрированного в службе занятости безработного, что на 21% ниже, чем в марте прошлого года.

Данные государственных служб занятости показывают динамику работников и рабочих мест низкодоходной части рынка труда. В то же время Мониторинг, который проводит компания HeadHunter, позволяет посмотреть на другой, высокодоходный сегмент этого рынка. Индекс, рассчитываемый как отношение числа резюме к числу вакансий, здесь снизился с 7,5 в январе — марте 2017 г. до 6,7 в первые три месяца текущего года. Согласно данным исследования число вакансий в I квартале увеличилось на 44% относительно соответствующего периода 2017 г. Таким образом, дефицит рабочей силы значительно вырос в обоих сегментах рынка труда, что стимулирует работодателей к увеличению заработных плат.

Зарплаты и товарооборот растут

Средний уровень зарплаты наемных работников, по предварительной оценке Росстата, составил в марте 41 650 руб., что на 6,5% выше в реальном выражении показателя соответствующего периода прошлого года.

В I квартале нынешнего года начали также расти доходы населения и пенсии, которые в реальном выражении составили 103 и 102,2% соответственно от уровня такого же периода 2017 г.

Вслед за доходами вверх устремился оборот розничной торговли, который за I квартал 2018 г., по данным Росстата, составил 7 трлн руб., что на 2,2% больше аналогичного показателя предыдущего года. При этом продажи пищевых товаров выросли на 2%, а непродовольственных изделий — на 2,3%.

Тем не менее в целом за последние три года (по отношению к марту 2015 г.) оборот розничной торговли снизился на 4,5%, в том числе на 4,8% — продажи пищевых товаров, напитков и табачной продукции и на 4,5% — непродовольственных изделий. То есть рознице пока не удалось достигнуть докризисных показателей, хотя объем продаж начал постепенно приближаться к прежним уровням.

Структура оборота розничной торговли продолжает оставаться практически неизменной. В марте 2018 г. удельный вес пищевой продукции равнялся 48,7%, а непродовольственных товаров, соответственно, 51,3%. Для сравнения: в предыдущем месяце соотношение продуктов питания продовольственных товаров было точно таким же, а в марте 2016 г. оно почти не отличалось от нынешних показателей (48,5 и 51,2% соответственно).

Перспективы остаются неопределенными

Увеличение доходов и размеров покупок российских граждан позитивно повлияли на уровень субъективной бедности, характеризуемый долей населения, оценивающего свое материальное положение как «плохое» или «очень плохое». Этот показатель в I квартале текущего года равнялся 25,3%, что ниже значений, наблюдавшихся в такой же период с 2000 г. по 2017 г. При этом доля населения, оценивающего свое материальное положение как «хорошее» или «очень хорошее», составила 9%, что выше уровня такого же периода в 2000—2017 гг.

В марте 2018 г., по данным Исследовательского холдинга «Ромир», существенно снизилась доля населения, экономившего на тех или иных статьях расхода. Например, доля лиц, экономивших в течение последнего года на еде, снизилась в 2,5 раза по сравнению с таким же периодом 2016 г.

Тем не менее в апреле 2018 г. произошел некоторый спад оптимистических настроений, имевших место в марте текущего года на фоне президентских выборов. Так, немного сократилась численность населения, замечающего улучшение экономической ситуации. Одновременно расширилась группа тех, кто видит незначительные или явные ухудшения (в совокупности их численность выросла на 8%). При этом большинство населения (53,7% против 56,4% в марте) считает, что экономическая ситуация не изменилась.

Прогнозы на будущее также отличаются меньшим оптимизмом, чем это было месяцем ранее. Сократилась группа тех, кто надеялся на улучшение ситуации в ближайшее время (с 26,6 до 21,4%), и в то же время выросла численность людей, которые считают, что улучшения в экономике откладываются на более отдаленный период (с 8,8 до 11%). Сохраняется относительно высокой неопределенность в оценке перспектив экономического развития, поскольку примерно каждый седьмой респондент эти перспективы не может оценить.

Опасения и риски в сфере занятости в апреле усилились за счет трех параметров: опасений потерять работу (+8,4%), рисков задержек заработной платы (+3,2%), возможностей перехода к неформальным формам оплаты труда (+5,5%). По остальным позициям уровень негативных ожиданий соответствует данным прошлого замера.

Интегральная оценка основных рисков в сфере занятости показывает, что численность работающего населения, находящегося в низкорисковой зоне, за месяц сократилась на 5,6%, в то время как количество людей, находящихся в высокорисковой зоне, не изменилось.

Если данные предыдущей волны опросов (март 2018 г.) демонстрировали готовность населения увеличить потребительскую активность в различных направлениях, то последние замеры показывают, что такие намерения сохранились только в отношении расходов на образование. При этом по затратам на медицину и отдых потребительские риски несколько выросли.