Комплексные экологические разрешения: скоро на всех опасных производствах страны

| статьи | печать

Природоохранное законодательство Российской Федерации продолжает совершенствоваться. На общественное обсуждение поступили проекты постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о выдаче комплексных экологических разрешений, их переоформлении, пересмотре, внесении в них изменений, а также их отзыве» и приказа Минприроды России об утверждении формы такого разрешения и формы заявки на его получение. На портале regulation.gov.ru документы зарегистрированы под ID 02/07/04-18/00080262 и 02/08/05-18/00080931 соответственно.

Понятие «комплексное экологическое разрешение» появилось в российском природоохранном законодательстве четыре года назад. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“<...>» в стране начала поэтапно вводиться новая система нормирования воздействия на окружающую среду. Так, с 1 января 2015 г. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от объемов такого воздействия стали подразделяться на четыре категории. С 1 января 2019 г. вместо получаемого в настоящее время разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в зависимости от категории объекта необходимо будет получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР) либо представить декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 16 ст. 1 указанного Закона).

Кому потребуется КЭР

Предприятия первой и второй категорий оказывают самый выраженный вред окружающей среде и отличаются повышенной опасностью. Именно для них и вводится система обязательного получения комплексного экологического разрешения. К этой группе относятся крупные предприятия, работающие в сфере химической, горнодобывающей, металлургической, целлюлозно-бумажной промышленности. К ним же можно отнести большие сельскохозяйственные центры и компании, занимающиеся утилизацией отходов.

Комплексное экологическое разрешение должно содержать в себе информацию относительно всех аспектов деятельности предприятия, оказывающих негативное влияние на экологию. По сути, этот документ должен заменить весь объем разрешительной экологической документации, которую необходимо было оформлять ранее. Таким образом, получение комплексного экологического разрешения позволит предприятию больше не разрабатывать и не согласовывать отдельно предельно допустимые выбросы, программы производственного экологического контроля, лимиты по отходам, перечень мероприятий по охране окружающей среды и другие экологические документы.

Согласно проекту Положения о выдаче комплексные экологические разрешения будут выдаваться территориальными органами Росприроднадзора юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I или II категорий, и будут содержать обязательные для выполнения требования (условия).

Проектом в числе прочего устанавливается порядок подачи заявки (не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного либо реконструированного объекта, или за четыре месяца до истечения срока действия ранее выданного КЭР) и сроки рассмотрения Росприроднадзором (его территориальным органом) заявки и приложенных к ней документов — один месяц.

Также в документе устанавливаются сроки действия комплексного экологического разрешения (семь лет).

Основанием для отказа в выдаче КЭР предложено считать представление в составе заявки и прилагаемых к ней документов недостоверной информации, несоответствие представленной в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения и (или) прилагаемых к ней документов материалам обоснования комплексного экологического разрешения, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, или проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории.

Пересмотр выданного КЭР будет осуществляться на основании обращения заявителя в случаях существенного изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой увеличение установленных нормативов допустимых выбросов или сбросов загрязняющих веществ и т.д.

КЭР может быть отозвано по решению суда или территориального органа Росприроднадзора в случае нарушения заявителем в течение шести месяцев подряд и более установленных разрешением обязательных требований.

Что должно быть указано в заявке

Теперь поговорим о втором законопроекте — проекте приказа Минприроды России. В заявке на получение КЭР, согласно документу, заявитель должен будет указать целый массив информации. В частности:

  • о производимой продукции, используемом сырье, воде, электрической и тепловой энергии, об авариях и инцидентах, реализации программ повышения экологической эффективности;

  • о расчете технологических нормативов выбросов, сбросов, физических воздействий;

  • о расчетах нормативов допустимых выбросов и сбросов высокотоксичных веществ (при наличии таковых);

  • о расчетах нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ для объекта централизованной системы водоотведения поселков или городских округов;

  • об обосновании нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;

  • о проекте программы производственного экологического контроля;

  • о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.