Проекты с поправками в «антиотмывочное» законодательство. Какие еще операции будет контролировать Росфинмониторинг?

| статьи | печать

Госдума рассмотрит проекты законов с изменениями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В них предлагается предусмотреть, что риелторы должны передавать в Росфинмониторинг информацию о цене сделок с недвижимостью, а банки — только о денежных операциях по этим сделкам. Также проекты затронули почтовые переводы, переводы денег с помощью операторов сотовой связи, операции некоммерческих организаций и др.

На рассмотрение Госдумы внесены два законопроекта об изменении контроля в сфере «антиотмывочного» законодательства. Один из них — «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (в целях совершенствования обязательного контроля)» (№ 582426-7). Другой — «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ в целях установления основ контроля (надзора) в сфере применения Федерального закона» (№ 582466-7). В них предлагается изменить перечень операций, которые подлежат обязательному контролю в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эти поправки предложили глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, депутаты нижней палаты Игорь Дивинский, Олег Николаев и некоторые другие, а также сенатор Николай Журавлев.

Оба законопроекта подготовлены в связи с появлением Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Президентом РФ 30.05.2018. В ней была поставлена задача повысить эффективность контроля (надзора) за выполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и специалистами, входящими в эту систему, «антиотмывочного» законодательства с применением риск-ориентированного подхода. Внедрения действенных эффективных механизмов, которые позволили бы сосредоточить усилия на анализе рисков неисполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, также требуют Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В случае принятия законопроектов поправки вступят в силу по истечении 90 дней со дня их официального опубликования.

Новый подход

В законопроекте № 582426-7 предлагается внести в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ) изменения, направленные на реформирование института обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом. В нем установлен дифференцированный подход к представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений об операциях, которые подлежат обязательному контролю.

Во-первых, для каждой организации будет определен свой вид операций, информацию по которым они должны будут представлять в Росфинмониторинг. Разработчики считают, что благодаря этому сократится количество операций, подлежащих обязательному контролю, для организаций небанковского сектора. Во-вторых, все операции, подлежащие обязательному контролю, разделят на операции и сделки. Таким способом планируется снизить нагрузку на организации банковского сектора, ведь им больше не придется запрашивать документы по сделкам. В итоге компании будут отвечать за информацию об операциях только в своем секторе: банки — за банковские операции, лизинговые компании — за лизинговые операции, страховые компании — за страховые операции и т.д.

Операции, которые предлагают не контролировать

Операции, подлежащие обязательному контролю, могут скорректировать в части представления информации об операциях некоммерческих организаций. В законопроекте предлагается исключить обязанность представлять сведения об операциях нескольких видов некоммерческих организаций, дающих значительный объем нагрузки по количеству сообщений. Речь идет об органах государственной власти, иных государственных органах, органах управления государственными внебюджетными фондами, государственных корпорациях, государственных компаниях и публично-правовых компаниях, потребительских кооперативах, товариществах собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Это позволит существенно сократить регуляторную нагрузку на кредитные и некредитные финансовые организации. Некоммерческие организации, которые не попали под исключения, будут по-прежнему передавать сведения об операциях, если сумма таких операций составит более 100 000 руб.

Кроме того, из перечня операций, подлежащих обязательному контролю, исключат операции:

  • по обмену юридическими и физическими лицами банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

  • по анонимным счетам;

  • по переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.

Таким образом, принятие законопроектов позволит значительно снизить регуляторную нагрузку на организации банковского и иных секторов, а также привести перечень операций, подлежащих обязательному контролю, в соответствие с существующими рисками в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Почтовые переводы, мобильная связь и другие операции

В то же время некоторые другие операции, наоборот, подпадут под обязательный контроль. В частности, установят для контроля пределы сумм для следующих операций:

  • для почтовых переводов денежных средств, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб., или превышает ее. То есть Почта России будет передавать в Росфинмониторинг информацию об операциях клиентов на сумму более 100 000 руб.;

  • для передачи клиенту денежных средств в счет денежного требования клиента к третьему лицу, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее;

  • для осуществления оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, или оператором связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, который имеет право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, по поручению абонента операций за счет денежных средств, внесенных абонентом за услуги связи, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 50 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 000 руб., или превышает ее. Исключение — если абонент оплачивает услуги связи. Например, под обязательный контроль попадут операции по переводу денежных средств другим абонентам или третьим лицам.

Операции, о которых должны сообщать риелторы

Поправки, предлагаемые законопроектом № 582466-7, затронули и сферу сделок с недвижимым имуществом.

Во-первых, предлагается указать в Законе № 115-ФЗ, что обязательному контролю подлежат не только сделки по купле-продаже, но и все другие сделки с недвижимостью, в том числе аренда. Во-вторых, риелторы и другие компании (физлица, индивидуальные предприниматели), оказывающие посреднические и консультационные услуги, будут обязаны сообщать в Росфинмониторинг сведения о цене сделки с недвижимостью. При этом банки, наоборот, освободят от обязанности уведомлять Росфинмониторинг о сделках, результатом которых является переход права собственности на недвижимое имущество на сумму три млн руб. или на сумму в иностранной валюте, эквивалентную три млн руб. и более. Они будут сообщать только о связанных с такими сделками операциях с денежными средствами, то есть данные о движениях по счетам, связанных со сделками с недвижимостью (зачисление и снятие денежных средств с банковских счетов, выполнение платежа наличными деньгами).

В настоящее время риелторы передают информацию о сделках с недвижимостью стоимостью выше трех млн рублей, а также обо всех подозрительных операциях независимо от их суммы. При этом уже сейчас между Росфинмониторингом и ФНС России налажено информационное сотрудничество. А значит, полученные от риелторов сведения Росфинмониторинг будет передавать налоговикам, которые проверят, правильно ли заплачен НДФЛ, то есть не было ли занижения цены сделки в целях уменьшения суммы налога. Если обнаружится занижение НДФЛ, то налоговый орган потребует от нарушителя доплатить его.

Уже появилось мнение, что поправки к «антиотмывочному» закону заставят граждан, продающих недвижимость, указывать в договоре реальную цену сделки. Правда, на самом деле сделки могут заключаться без риелторов и путем передачи наличных денег, в том числе наличных через банковскую ячейку. А такие сделки Росфинмониторинг не сможет отследить с помощью предлагаемых поправок.