Реформа ценообразования в строительстве результатов пока не принесла

| статьи | печать

Счетная палата проанализировала результаты реформирования в 2015—2018 гг. системы ценообразования и сметного нормирования в сфере строительства. Анализ показал, что основная цель реформы — переход на новую модель ценообразования — не достигнута. По состоянию на 1 августа 2018 г. информацию в систему, на которую потрачено около 400 млн руб., внесли только 2160 юридических лиц, или порядка 26% общего количества поставщиков информации.

Аудитор Счетной палаты Юрий Росляк, выступая на Коллегии ведомства, так говорил о реформе в строительстве: «Вместо того чтобы оптимизировать действующую систему ценообразования, основанную на базисно-индексном методе, ее просто законсервировали со всеми недостатками, которые мы отмечали по итогам проверки в 2014 г. При этом новая система, основанная на так называемом „ресурсном“ методе, до конца 2018 г., как это было первоначально запланировано, не создана».

В 2015 г. Президент РФ по итогам проверки Счетной палаты, выявившей ряд серьезных проблем в системе ценообразования в строительстве, поручил правительству разработать план реформирования системы, закрепив его основные положения в соответствующем федеральном законе. В целях выполнения поручения президента в 2016 г. правительство приняло соответствующий План мероприятий по реализации реформы, а также План-график по подготовке проектов нормативных актов, необходимых для внесения изменений в законодательство.

На реализацию мероприятий по реформированию системы ценообразования, начиная с 2015 г., израсходовано порядка 1,9 млрд руб., в том числе около 1,4 млрд руб. — средства федерального бюджета (субсидии на выполнение госзадания ФАУ «ФЦСС») и 0,5 млрд руб. — средства ФАУ «Главгосэкспертиза России», полученные от приносящей доход деятельности.

Однако, несмотря на длительный временной период и значительный объем затраченных средств, реформа не принесла ожидаемых результатов: новая система определения сметной стоимости строительства, основанная на «ресурсном» методе, не готова; нормативная база, необходимая для реализации реформы, в полном объеме не создана, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении поручения президента.

Анализ показал, что работу по формированию новых и актуализации действующих сметных нормативов Минстрой проводит бессистемно. Единая концепция или комплексный долгосрочный план («дорожная карта») отсутствуют. Система мониторинга потребностей строительной отрасли в новых государственных элементных сметных нормативах (ГЭСН) и единичных расценках не создана. Апробация новых подходов расчета сметной стоимости не проводилась.

Вместе с тем ревизоры обратили внимание, что Минстрой не сформировал полный комплект сметных нормативов и методических документов, в соответствии с которыми возможно осуществлять расчет сметной стоимости в условиях перехода на новую модель ценообразования. В частности, отсутствуют методики определения величины накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений, зимнего удорожания, затрат на осуществление функций технического заказчика. Уже принятые Минстроем методики (например, методики определения сметных цен на: затраты труда, материалы, изделия, конструкции, оборудование, услуги на перевозку грузов для строительства) нуждаются в существенной доработке. Также требуют актуализации методы определения стоимости проектно-изыскательских работ.

Кроме того, при реализации мероприятий реформы между Минстроем и ФАУ «Главгосэкспертиза России» не были решены вопросы полномочий сторон, процедур взаимодействия и распределения ответственности, что негативно сказалось на согласованности действий и оперативности при принятии решений.

Несмотря на создание ФГИС «Ценообразование в строительстве», необходимая база данных о рыночных ценах строительных ресурсов и работ в строительстве, необходимых для актуализации сметных нормативов, не создана. «ФГИС ЦС, на которую в 2017—2018 гг. потрачено около 400 млн руб., надлежащим образом не работает и не используется», — отметил аудитор. По его словам, по состоянию на 1 августа 2018 г. информацию в систему внесли только 2160 юридических лиц, или порядка 26% общего количества поставщиков информации.

«Это не рядовой вопрос. Он влияет на все наши стройки. Это тот самый институт, который не работает должным образом и создает в инвестиционном климате страны громадную проблему. Поэтому мы будем и дальше вести наблюдение в этой сфере. Надеюсь, что наши выводы послужат серьезным толчком в исправлении сложившейся ситуации», — подвел итоги обсуждения глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

Присутствующие на коллегии представители министерства и Главгосэкспертизы в целом согласились с выводами Счетной палаты и рассказали о том, как они будут работать над устранением недостатков. В частности, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Дмитрий Волков отметил, что министерство уже разработало и внесло в Правительство «дорожную карту», в которой учтены все замечания Счетной палаты и предусмотрены конкретные меры по доработке и внедрению «ресурсного» метода определения сметной стоимости строительства.

«Мы планируем сделать „ресурсный“ метод возможным для применения на бюджетных стройках с 1 января 2022 г.», — сообщил Д. Волков. До этого, по его словам, будет применяться действующая система ценообразования на основе базисно-индексного метода.