Деловая активность в начале года остается в позитивной зоне

| статьи | печать

Январь, как известно, не самый лучший месяц для развития экономики, тем не менее совокупный Индекс PMI, отражающий конъюнктуру в обрабатывающем секторе и сфере услуг, составил 53,6 балла, лишь на 0,3 балла уступив декабрьскому показателю. Индекс предпринимательской уверенности, представленный Росстатом, в январе составил –1,7%.

Сезонно скорректированный Индекс IHS Markit PMI® Обрабатывающих отраслей России, который отслеживает общую конъюнктуру рынка, опустился с декабрьского показателя 51,7 балла и составил в январе 50,9 балла, указав лишь на незначительное улучшение деловой ситуации в российском обрабатывающем секторе.

Темпы роста объемов производства были незначительными и минимальными в текущей пятимесячной серии роста. Тем не менее на этом фоне происходило увеличение новых заказов, которое участники опроса связывали с усилением спроса со стороны клиентов и выпуском новых видов продукции. При этом динамика новых заказов была в целом устойчивой и одной из максимальных за последний год.

Январский рост цен на сырье был тесно связан с повышением НДС. Более высокое бремя расходов также объяснялось ростом транспортных тарифов и подорожанием металлов, в результате чего инфляция производственных затрат ускорилась до четырехмесячного максимума.

Существенный рост закупочных цен был частично переложен на плечи клиентов за счет увеличения цен на свою продукцию. Темпы роста инфляции отпускных цен были максимальными с сентября 2015 г.

В связи с замедлением роста производства компании сократили численность работников в январе впервые с августа прошлого года.

Сокращение занятости было относительно небольшим и не отразилось на загрузке производственных мощностей, при этом незавершенные заказы продолжали снижаться.

В январе компании указали на сокращение как остатков сырья и материалов, так и запасов готовой продукции. Предприятия также отметили снижение закупочной активности впервые с сентября прошлого года.

Тем не менее уверенность предпринимателей относительно роста объемов производства в ближайшем году осталась очень высокой. Свой оптимизм менеджеры компаний объясняли разработками новых видов продукции и инвестициями в модернизацию производства.

«Темпы роста объемов производства замедлились в январе, указав лишь на незначительное общее улучшение рыночной конъюнктуры, — комментирует ситуацию экономист IHS Markit Шиан Джонс. — При этом более слабый рост производительности отразился на общих показателях сектора. Недавнее повышение НДС оказало существенное влияние на компании. Менеджеры предприятий отмечали усиление роста закупочных и отпускных цен, поскольку они были вынуждены возмещать более высокие производственные расходы путем повышения своих цен. Между тем на фоне более слабого роста объемов производства впервые с августа 2018 г. сократилась численность работников. Ряд производителей, однако, отметили, что падение занятости также было связано с повышением эффективности производства».

Сфера услуг показывает рост

Деловая активность в сфере услуг в январе продолжила увеличиваться, причем темпы роста ускорились по сравнению с декабрем. Главный показатель исследования IHS Markit — сезонно очищенный Индекс PMI® сферы услуг России — превысил декабрьский показатель 54,4 балла и составил в январе 54,9 балла. В целом рост деловой активности был значительным и соответствовал средним долгосрочным показателям.

Полученные от компаний сведения свидетельствуют о том, что повышение производительности было связано с привлечением новых клиентов и повышением объемов новых заказов. Рост последних ускорился, причем его темпы были существенными в целом и одними из максимальных за последние шесть лет. Участники исследования, как правило, объясняли такую динамику усилением спроса со стороны клиентов и успешными рекламными кампаниями.

Спрос со стороны иностранных клиентов также повысился. Причем темпы роста новых экспортных заказов ускорились до максимальных в этой серии опросов, стартовавшей в сентябре 2014 г. Существенное повышение объемов новых заказов из-за рубежа происходило четвертый месяц подряд.

Среди негативных трендов — ускорение темпов роста инфляции закупочных цен, что частично объясняется повышением НДС. Поставщики услуг указали на максимальный рост затрат с сентября 2008 г. Некоторые компании сообщали, что более высокие цены на сырье и повышение заработной платы также способствовали заметному росту их затрат. На этом фоне компании стремились компенсировать более высокие издержки путем повышения цен на свои услуги. Рост отпускных цен был максимальным с декабря 2014 г.

В связи с более активным повышением объемов новых заказов компании сферы услуг сообщали об открытии дополнительных вакансий. Устойчивый рост численности персонала, как правило, был связан с увеличением потребностей бизнеса. Кроме того, темпы роста занятости были самыми быстрыми за десять месяцев.

Вместе с тем объемы незавершенных заказов сокращались четырнадцатый месяц подряд, и предприятия связывали это снижение с более эффективными бизнес-процессами. Тем не менее последнее падение объемов незавершенных заказов было минимальным с апреля прошлого года.

Деловые ожидания предпринимателей в январе немного понизились, но остались на высоком уровне. Степень оптимизма превысила средний тренд этой серии опросов. Полученные сведения свидетельствуют о том, что позитивные настроения связаны с ожиданиями дальнейшего роста новых заказов.

Совокупный Индекс PMI — взвешенное среднее Индексов производства промышленного сектора и деловой активности сферы услуг — составил в январе 53,6 балла, незначительно уступив декабрьскому показателю 53,9 балла. Тем не менее общий рост объемов производства был устойчивым благодаря существенному усилению деловой активности в сфере услуг.

Одновременно темпы роста новых заказов по всему частному сектору России ускорились в январе. Сильный рост новых заказов в производственном секторе и ускорение динамики в сфере услуг способствовали одному из максимальных повышений объемов новых заказов за последние два года.

Оптимистов все-таки больше

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) Росстата в январе нынешнего года по сравнению с январем 2018 г. вырос в обрабатывающих производствах (с –3 до –2%) и снизился в добывающем секторе (с 0 до –1%).

По оценкам руководителей компаний добывающего и обрабатывающего сегмента, в первом месяце 2019 г. баланс оценок респондентами спроса на продукцию (портфеля заказов) в добыче составил –20%, в обработке равнялся –33%. В январе 2018 г. аналогичные показатели выглядели следующим образом: –20 и –36%.

В среде опрошенных руководителей в начале года число оптимистически настроенных на рост производства в течение ближайших трех месяцев превышает количество ожидающих снижения выпуска продукции в добыче полезных ископаемых на 13 п.п., в обрабатывающих производствах — на 21 п.п.

Экономическую ситуацию в своей компании по добыче полезных ископаемых считают благоприятной 14% и удовлетворительной — 72% руководителей, в обрабатывающих производствах — 9 и 74% респондентов соответственно. Вместе с тем количество оптимистически настроенных в отношении оценки текущей экономической ситуации менеджеров превышает число пессимистов в добыче полезных ископаемых на 1 п.п., и на 7 п.п. количество пессимистов превышает число оптимистов в обработке.

Улучшения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев ожидают в добыче 24% опрошенных менеджеров, в обрабатывающих производствах — 30%. При этом число оптимистов превысило количество ожидающих ухудшения экономической ситуации в добывающих производствах на 15 п.п. и в обрабатывающем секторе — на 22 п.п.

Средний уровень загрузки производственных мощностей в январе 2019 г. в добыче полезных ископаемых составил 68%, в обрабатывающих производствах — 62%. Большая часть (89%) респондентов в добыче и 91% в обработке считают, что их производственные мощности обеспечат удовлетворение ожидаемого в ближайшие шесть месяцев спроса на продукцию.

Среди факторов, ограничивающих, по мнению руководителей, рост производства, в добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производствах преобладает недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке, неопределенность экономической ситуации и высокий уровень налогообложения.