Новое в учете государственной помощи: поправки в ПБУ 13/2000

| статьи | печать

Приказом Минфина России от 04.12.2018 № 248н (далее — приказ № 248н) внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000. В новой редакции ПБУ применяется начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 г. Однако компания вправе принять решение о применении новшеств и до указанного срока. В этом случае такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Основной целью изменений является приведение правил бухгалтерского учета государственной помощи в соответствие с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (введен в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н). На это финансовое ведомство обратило внимание в информационном сообщении от 04.02.2019 № ИС-учет-16.

Посмотрим, насколько принципиальны поправки и что нужно будет делать по-новому.

Изменения в сфере применения ПБУ

Уточнено, что предметом регулирования ПБУ является государственная помощь, предоставленная из бюджетов как бюджетной системы РФ, так и государственных внебюджетных фондов (п. 41). Такая форма предоставления государственной помощи, как субвенция, в ПБУ больше не упоминается.

В число лиц, на которых не распространяются правила ПБУ 13/2000, включены организации государственного сектора (п. 1). Дополнен перечень случаев, в которых ПБУ не применяется. В него вошли случаи получения экономической выгоды, связанной:

  • с участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе предоставлением бюджетных средств в связи с таким участием;

  • возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе.

Порядок принятия к учету бюджетных средств

Пункт 5 ПБУ 13/2000 устанавливает, что организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;

  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Между тем в п. 7 упоминается еще один способ принятия этих средств к учету — по мере фактического получения ресурсов.

В связи с этим приказом № 248н положения п. 5 дополнены. Теперь согласно ему бюджетные средства принимаются к учету по мере фактического получения средств либо при наличии уже упомянутых нами условий.

Списание бюджетных средств на финансирование капитальных затрат

Откорректирован порядок списания бюджетных средств на финансирование капитальных затрат со счета учета целевого финансирования. Новой редакцией п. 9 установлено, что такие средства учитываются при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации.

Предыдущая редакция п. 9 была не совсем корректна. Она предписывала относить доходы будущих периодов на финансовые результаты в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации. Между тем это выполнимо только в том случае, когда сумма бюджетных средств, полученная на финансирование капитальных затрат, равна первоначальной стоимости объекта внеоборотных активов. Если же эти суммы отличаются (например, когда организация несла расходы на доведение объекта до состояния, пригодного к использованию), появляется необходимость рассчитывать сумму списываемых доходов пропорционально сумме начисленной амортизации.

Проиллюстрируем сказанное на примере.

Пример 1

Сумма полученной субсидии — 800 000 руб. Сформированная в бухгалтерском учете первоначальная стоимость объекта основных средств — 900 000 руб. Срок полезного использования объекта — 3 года (36 месяцев), сумма ежемесячной амортизации — 25 000 руб.

Получение субсидии оформляется в учете следующим образом:

Дебет 51 Кредит 86 — 800 000 руб.

При вводе объекта основных средств в эксплуатацию сумма субсидии относится в состав доходов будущих периодов:

Дебет 86 Кредит 98 — 800 000 руб.

Ежемесячно (по мере начисления амортизации) сумма субсидии списывается на финансовые результаты:

Дебет 98 Кредит 91 — 22 222 руб. (800 000 руб. х 25 000 руб. / 900 000 руб.).

Финансирование расходов, понесенных в предыдущие периоды

Поправки, связанные с финансированием расходов прошлых периодов, внесены в п. 10 ПБУ 13/2000. Согласно предыдущей редакции пункта предоставленные на эти цели бюджетные средства следовало отражать как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. Новая редакция говорит об отнесении предоставленных из бюджета средств на увеличение финансового результата организации.

В полной мере этот порядок применяется только в отношении финансирования текущих затрат прошлого периода. Что касается субсидирования капитальных затрат, то его учет осуществляется особым образом. Согласно новой редакции п. 10 бюджетные средства, предоставленные на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются:

  • в размере начисленной амортизации как увеличение финансового результата организации;

  • в оставшейся части — в качестве доходов будущих периодов.

Пример 2

Организацией получена субсидия на финансирование капитальных затрат, произведенных в прошлом отчетном периоде. Стоимость объекта и, соответственно, размер субсидии составляют 900 000 руб. За прошлый период по объекту начислена амортизация в размере 175 000 руб.

Получение субсидии отразится в учете организации следующим образом:

Дебет 51 Кредит 86 — на сумму полученной субсидии — 900 000 руб.;

Дебет 86 Кредит 91 — на сумму субсидии в размере начисленной амортизации — 175 000 руб.;

Дебет 86 Кредит 98 — на оставшуюся сумму субсидии — 725 000 руб. (900 000 руб. – 175 000 руб.).

Сумма субсидии, учтенная на счете 98, будет списываться на финансовые результаты (дебет 98 кредит 91) по мере начисления амортизации.

Отражение в отчетности

Приказом № 248н откорректирован состав показателей, которые следует раскрывать в бухгалтерском балансе в отношении государственной помощи.

Согласно новой редакции п. 20 в бухгалтерском балансе с учетом существенности отражаются по отдельным статьям:

  • остаток средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств;

  • дебиторская задолженность в части бюджетных средств, принятых к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 7 ПБУ;

  • кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств, признанная в соответствии с п. 14 ПБУ;

  • доходы будущих периодов, признанные в соответствии с абз. 3 п. 9 ПБУ в связи с государственной помощью на финансирование текущих расходов, в составе краткосрочных обязательств.

Установлен порядок и способы отражения в отчетности доходов, возникающих в связи с получением государственной помощи (новая редакция п. 21).

Так, доходы будущих периодов, признанные в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат (абз. 2 п. 9), представляются в бухгалтерском балансе одним из следующих способов:

а) в качестве обособленной статьи в составе долгосрочных обязательств. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, представляются в отчете о финансовых результатах в качестве отдельной статьи доходов;

б) в качестве регулирующей величины, уменьшающей балансовую стоимость внеоборотных активов. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, уменьшают в отчете о финансовых результатах расходы по амортизации.

Доходы, признанные в связи с получением бюджетных средств на финансирование текущих расходов (абз. 3 п. 9), представляются в отчете о финансовых результатах по выбору организации: в качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности) либо в качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены соответствующие бюджетные средства.

Выбранный организацией в соответствии с п. 21 способ представления информации подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности организации. Такая поправка внесена в п. 22 ПБУ.

Принять к сведению

Корректировка понятийного аппарата

Приказом Минфина России от 04.12.2018 № 248н в ПБУ 13/2000 внесены следующие терминологические уточнения:

  • термин «на финансирование капитальных расходов» заменен термином «на финансирование капитальных затрат»;

  • термин «материально-производственные запасы» заменен термином «запасы».

1Здесь и далее даются ссылки на пункты ПБУ 13/2000.