Промышленность замедлилась из-за соглашения ОПЕК+ и слабого спроса

| статьи | печать

После февральского рывка на 4,1% прирост промышленного производства в марте составил лишь 1,2% к первому месяцу весны прошлого года. Эксперты Минэкономразвития объясняют снижение динамики календарным фактором и влиянием ограничений, связанных со сделкой ОПЕК+. Аналитики ИЭП им. Е. Гайдара обращают внимание на недостаточный внутренний спрос на продукцию индустрии.

Рост промышленного производства в марте текущего года, по данным Росстата, замедлился до 1,2% год к году после 4,1% в феврале. Высокие темпы роста во втором месяце нынешнего года, по мнению экономистов МЭР, отчасти объяснялись благоприятным календарным фактором, который в марте отсутствовал.

Высокие темпы роста добычи полезных ископаемых (5,1% год к году в феврале) в марте снизились до 4,3% месяцем ранее. Динамика обрабатывающих отраслей также стала медленнее: 0,3% год к году в марте после 4,6% в феврале.

Вместе с тем специалисты Минэкономразвития отмечают, что показатели индустрии за квартал выглядят приличнее. Так, обрабатывающие отрасли в январе — марте 2019 г. показали прирост 1,3% год к году после 0,9% в октябре — декабре 2018 г. Промышленное производство в целом в I квартале 2019 г. продемонстрировало прирост 2,1% год к году после 2,7% в IV квартале 2018 г.

Основной вклад в снижение темпов внесла добыча, где прирост выпуска замедлился до 4,7% год к году в январе — марте 2019 г. с рекордных 7,2% в октябре — декабре 2018 г. Замедление было обусловлено, главным образом, сокращением производства нефти в соответствии с обязательствами, принятыми Россией в рамках ОПЕК+.

Пока динамика промышленного производства в нынешнем году складывается лучше предварительных оценок МЭР. В соответствии со сценарными условиями прогноза социально-экономического развития до 2024 г., прирост индустриального производства в текущем году ожидается на уровне 2,3%. При этом данный прогноз предполагает более низкие темпы роста в начале 2019 г. с постепенным улучшением к концу года. Темпы роста промышленности в I квартале 2019 г., по мнению экспертов Минэкономразвития, создают предпосылки для повышения прогноза промышленного производства и экономического роста в целом на 2019 г.

Объем продаж не устраивает топ-менеджеров

Размер продаж промышленной продукции в марте, по данным опроса Института экономической политики им. Е. Гайдара, устраивает только 55% предприятий. Причем это стало минимумом за последние 12 месяцев. «Дальнейшее восстановление спроса, по мнению предприятий, представляется маловероятным, — отмечает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭП Сергей Цухло. — Прогнозы продаж перестали набирать оптимизм».

Основной помехой для увеличения темпов роста выпуска остается показатель «недостаточный внутренний спрос». На этот фактор сейчас указывают 48% предприятий, в 2018 г. его упоминали 50% топ-менеджеров. В 2017 г. недостаточный спрос считали помехой 41% компаний.

Второе место занимает «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив». На нехватку экспортного спроса в 2019 г. жалуются 23% предприятий, что поставило его на 3-е место в рейтинге ограничений развития производства.

Из ресурсов самыми дефицитными стали квалифицированные рабочие, которых не хватает для обеспечения текущего выпуска 17% компаний. Нехватка машин и оборудования зарегистрирована только у 10% предприятий.

Оценки запасов готовой продукции по-прежнему свидетельствуют об уверенном контроле предприятиями своих складских накоплений. Баланс ответов «выше нормы» — «ниже нормы» остается в районе нуля, а доля руководителей, считающих запасы «нормальными», не опускается с середины 2017 г. ниже 70%.

Однако устойчивый околонулевой баланс оценок запасов является, по мнению ученых ИЭП, еще и признаком минимальных надежд промышленности на рост спроса, для удовлетворения которого, собственно, и нужно контролируемое поддержание небольшого излишка запасов.

В марте промышленность вновь сообщила о росте отпускных цен. Ценовую политику российской индустрии продолжает лихорадить в условиях адаптации экономики к повышению ставки НДС. Правда, февральские прогнозы изменения цен и предполагали такое развитие событий в начале весны. А мартовские прогнозы обещают уже более умеренный рост цен в апреле — мае.

Темп роста издержек промышленности с начала 2018 г. относительно стабилен. Ни девальвационный всплеск прошлого года, ни рост ставки НДС в начале 2019 г. не оказали существенного влияния на изменение этого показателя.

Компании набирают персонал

После традиционных январских увольнений промышленность в феврале — марте приступила к активному восстановлению необходимой ей численности работников. В результате увольнений начала 2019 г. избыток кадров сократился до исторического минимума. Только 5% предприятий оценивали фактическую численность занятых как «более чем достаточную». Такое значение данного показателя ранее регистрировалось только в январе 2008 г. — на пике предкризисного разогрева российской экономики.

Впрочем, дефицит кадров в I квартале 2019 г. тоже относительно невелик — зарегистрирован лишь у 10% компаний. При этом планы найма вышли на высокий уровень.

Для решения проблемы кадрового дефицита предприятия станут опираться на конкурентоспособные, по их мнению, зарплаты в промышленности. Нормальными их считают 80% производителей, что является максимумом за период мониторинга этого показателя (2007—2019 гг.). Причем промышленность в условиях роста инфляции готова повышать зарплаты.

Инвестиционные планы промышленности в марте продолжили терять оптимизм, набранный в декабре — январе. Фактические размеры инвестиций в I квартале 2019 г. устраивают 64% предприятий. Это не самый лучший результат последних лет, но и не кризисно низкий. Инвестиции III и IV кварталов 2018 г. оценивали как нормальные 69% компаний, что стало максимумом всего периода мониторинга данного показателя в 2010—2019 гг. Для сравнения: инвестиции кризисного I квартала 2015 г. были признаны нормальными только 43% предприятий.