Концепция открытых инноваций как ответ на эволюцию бизнес-среды

| статьи | печать

В чем преимущества использования модели открытых инноваций для бизнеса? Как на практике реализуется модель открытых инноваций? Об этом пойдет речь в нашей статье.

В связи с сокращением жизненных циклов продукции, революционным развитием новых технологий во всех сферах, невозможностью иметь в своем штате отдельные подразделения с научными сотрудниками и дорогими лабораториями, необходимостью снижения финансовых рисков возникла необходимость в новом подходе к инновациям. Ответом на эту потребность стала разработка концепции открытых инноваций.

Под открытыми инновациями понимается подход, определяющий процесс исследований и разработок как открытую систему: компании рассматривают все свои подразделения и, главное, внешнюю среду как источник идей для инноваций. Анализируются публикации и идеи из смежных и даже других предметных областей, деятельность стартапов и отдельных самостоятельных исследователей, посещаются (или организуются самим бизнесом) различные акселераторы, конференции и хакатоны, привлекаются разные источники информации из интернета, а также принимаются во внимание идеи и замечания поставщиков в своей цепочке поставок. Благодаря интернету появилось множество глобальных научно-исследовательских форумов и сетей, специализированных платформ, представляющих собой своеобразные инновационные биржи. В области ИТ бизнес-модель открытых инноваций нашла свое отражение в так называемом «открытом программном обеспечении», которое приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в России.

В свою очередь, и сами компании становятся более открытыми для перспективных видов кооперации с другими компаниями (часто из других даже не смежных областей знаний), продают инновационные разработки на разных стадиях. Многие ведущие компании вводят в штат должности директоров по открытым (внешним) инновациям.

Таким образом, в эпоху жесткой конкуренции концепция открытых инноваций позволяет бизнесу не распыляться на дорогие НИОКР, а концентрироваться на наиболее выгодных, достигать синергии, а исследователям и разработчикам позволяет зарабатывать на своих идеях и получать стимул для дальнейших исследований. Для российских реалий это может быть особенно актуальным и в связи с необходимостью удержания перспективных студентов, аспирантов, ученых. Зарубежные социологи (Boston Consulting Group) отмечают, что проблема заключается не в том, что россияне массово хотят уехать, а в том, что страна теряет в первую очередь самых востребованных профессионалов в высокотехнологичных отраслях. По данным, которые BCG получил прошлой весной, почти две трети потенциальных эмигрантов из РФ (65%) — это «цифровые таланты», специалисты по искусственному интеллекту, скрам-мастера, дизайнеры пользовательского интерфейса и т.д. Социологи считают негативным сигналом для РФ то, что хотят работать за рубежом 50% российских ученых, 52% топ-менеджеров, 54% ИТ-cпециалистов, 49% работников инженерных специальностей и 46% врачей1. Необходимо «закреплять» таланты в своей стране, а для этого требуется интерес со стороны бизнеса, возможность проводить исследования и получать за это достойную зарплату.

Компаниям необходимо менять свои бизнес-модели

Непростая ситуация для бизнеса в России, связанная со многими факторами, приводит к необходимости пересматривать бизнес-модели. Чтобы выжить в «бодрящем ландшафте», надо искать и развивать свои конкурентные преимущества. Об этом говорили и эксперты на площадке ежегодной конференции «Базовые стратегии — 2019», организованной Школой Бизнеса «Синергия». По меткому выражению Сергея Макшанова, управляющего ГК «Институт Тренинга — АРБ Про», «бизнесу нужны карта и компас, а у многих российских компаний компаса нет. Трудно звать людей за собой, когда нет компаса». Чтобы выжить, необходима целая совокупность взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, например:

  • постоянный анализ и поиск потенциалов снижения затрат;

  • наличие харизматичного и профессионального лидера;

  • полноценная команда;

  • правильно выстроенные человеческие отношения между подразделениями и сотрудниками, которые должны способствовать доверию как внутри компании, так и с ее клиентами и партнерами;

  • инновации и взращивание оригинальных бизнес-моделей.

Примеры следования концепции открытых инноваций

На ежегодном международном форуме «Открытые инновации», который проходит на площадке инновационного центра «Сколково», обсуждается много тем, в том числе связанных с трансфером знаний от науки в бизнес. Интересный пример работающей модели открытых инноваций на одном из форумов привел Максим Гашков, руководитель направления исследований Центра инноваций, МТС2. В этой компании около двух лет назад был создан Центр инноваций в рамках стратегии для решения задач развития новых направлений бизнеса, разработок и коммерциализации. Одним из фокусов Центра стало налаживание взаимодействия с университетами по части стартапов, разработок, кадров. Для сотрудничества отобрали 15 ведущих университетов, которые могут работать на высоком уровне технической экспертизы, чье развитие совпадает с задачами компании и кто в принципе готов коммуницировать с бизнесом. В Центре инноваций МТС были выбраны пять направлений развития: искусственный интеллект, цифровая медицина, онлайн-образование, облачный провайдер, платформа для киберспорта. Был запущен собственный акселератор, внутренние команды ускоряются с помощью внешней экспертизы, развиваются отношения в области НИОКР с университетами.

По мнению Максима Гашкова, компании часто сталкиваются с проблемами в ходе работы с университетами, например, при обсуждении технического задания возникают проблемы на уровне руководства и исполнителей (профессорско-преподавательским составом). В дальнейшем компания видит перспективу и в развитии отношений с зарубежными университетами.

***

Конечно, бизнес-модель, основанная на открытых инновациях, делает еще более значимым грамотное управление интеллектуальной собственностью, включая ее защиту, предъявляет повышенные требования к государственному регулированию многих вопросов (правовых, экономических, политических). Кроме того, такая модель нуждается в продуманной институциональной среде, когда система различных задействованных государственных и негосударственных организаций, органов власти понятна, проста, логична и прозрачна, когда проработаны и обоснованы схемы взаимодействия между элементами системы, например, в отношении трансфера знаний между научными организациями, вузами и бизнесом.


1 Источник: https://www.eg-online.ru/news/397217/.

2 Использованы материалы сайта Сколково https://openinnovations.ru.