Работники в аренду: Минэкономразвития уравнивает частные агентства занятости и иные юрлица

| статьи | печать

Правительство намерено уравнять в правах частные агентства занятости и юридические лица в части предоставления ими труда заемных работников. Минэкономразвития разработало и опубликовало для общественного обсуждения законопроект, предусматривающий соответствующие поправки в ст. 53.1 Трудового кодекса. В новой редакции нормы особое внимание будет уделено соблюдению трудовых гарантий для направляемых работников юрлиц.

Практика предоставления временных работников введена в РФ отдельным федеральным законом, который вступил в силу с 1 января 2016 г. (Федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Согласно его требованиям предоставлять работников во временное пользование другому работодателю имеют право как частные агентства занятости, так и иные юридические лица. Однако если для частных агентств существуют детальные требования как к самим агентствам, так и к процедурам предоставления работников, то для юридических лиц аналогичный документ так и не появился. Поправки в Трудовой кодекс от Минэкономразвития данный пробел устраняют. Важность изменений разработчик обосновывает тем, что временное привлечение трудовых ресурсов особенно важно для производственных и торговых компаний, компаний нефтегазового сектора, а также складских комплексов «в случае резких изменений конъюнктуры рынка». Кроме того, реализация механизма предоставления труда работников позволит улучшить инвестиционную привлекательность России — так как по таким договорам, в частности для сопровождения инвестиций, направляются иностранные менеджеры высшего звена, высококвалифицированные специалисты и технический персонал. Помимо этого, в ведомстве ссылаются на успешное применение договоров о предоставлении труда работников крупнейшими компаниями и холдингами во всем мире. Использование подобного договора признается допустимым и регулируется в большинстве развитых стран, включая страны Европы, США, Канаду, Австралию, Японию, Сингапур, Южную Корею и др., а также в развивающихся государствах (например, в Бразилии, Китае, Индии).

Специфика данных видов договоров заключается в том, что не возникает трудовых отношений между заемным работником и его временным работодателем, который фактически осуществляет управление и контроль за выполнением работником трудовой функции, определенной его трудовым договором с работодателем. Соответственно, отрегулировать эти оотношения можно только законодательно.

Так, в новой версии ст. 53.1 ТК РФ появится норма о направлении работника к иному юрлицу только с его согласия, работодатель будет обязан предоставить работнику сведения о юрлице, в чьих интересах он будет работать. Как и в случае с передачей работника от частного агентства, юрлицам запрещается ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями и локальными нормативными актами, принятыми работодателем и принимающей стороной ранее. Также юридические лица не смогут направлять работников на рабочие места с опасными условиями труда. При направлении сотрудников трудовые отношения с «основным» работодателем не прекращаются.

Если предлагаемые поправки обретут силу закона, компании, как те, которые привлекают труд заемных работников, так и направляющие собственных сотрудников на временную работу в иные юрлица, смогут действовать полностью в рамках закона и избежать возможных проблем со стороны надзорных органов.

Публичное обсуждение проекта предполагается завершить 17 июня текущего года. Документ размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/05-19/00091596.