Специальные инвестиционные контракты. В каких случаях можно будет заключать СПИК и кому это выгодно?

| статьи | печать

С 13.08.2019 вступили в силу новые правила заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0). Теперь доступ к таким контрактам будут иметь только инвесторы, имеющие современную технологию для производства промышленной продукции, которая конкурентоспособна на мировом рынке. Кроме того, им придется пройти конкурсный отбор. При этом ряд инвесторов получат больше возможностей для использования налоговых льгот.

Специальные инвестиционные контракты появились в 2015 г. после принятия Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон № 488-ФЗ). Теперь в этот закон, а также в Налоговый и Бюджетный кодексы внесены поправки (подробнее о проектах этих законов см. «СПИК 2.0. Как изменятся предмет, порядок заключения и льготы по специальным инвестиционным контрактам?», ЭЖ-Юрист, 2019, № 16 (1067)):

Эти поправки называют СПИК 2.0. Те контракты, которые уже подписаны, то есть СПИК 1.0, сохранят силу.

Предмет

Поправки изменили предмет специального инвестиционного контракта. Теперь по его условиям инвестор в определенный срок должен будет внедрить или разработать и внедрить технологии в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии на территории РФ, на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ. Причем производимая промышленная продукция должна быть конкурентоспособна на мировом уровне. Перечень современных технологий установит Правительство РФ.

По-прежнему инвестор будет вкладывать собственные или привлеченные деньги, а органы власти в течение срока действия специального инвестиционного контракта будут обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применение мер стимулирования. В прежней редакции Закона № 488-ФЗ про технологии ничего не говорилось, было указано лишь, что специальные инвестиционные контракты можно заключать в отношении производства промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне. Таким образом, по новым правилам для заключения специального инвестиционного контракта понадобится технология.

В качестве другой стороны специального инвестиционного контракта будут выступать РФ совместно с субъектом РФ или муниципальным образованием. То есть обязательно будет участвовать несколько уровней власти. Раньше такого требования не было.

Сроки

СПИК 2.0 можно будет подписать до 31.12.2030. Такой контракт будут заключать на срок не более чем 15 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым не более 50 млрд руб. (без учета НДС), или не более чем 20 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым превышает 50 млрд руб. (без учета НДС). При этом требования к минимальному размеру инвестиций отменили.

Порядок заключения и расторжения

В новой версии специальные инвестиционные контракты придется заключать по результатам открытого или закрытого конкурсного отбора. При этом будет учитываться срок внедрения современной технологии, объем продукции и технологический уровень локализации производства. Раньше был установлен заявительный порядок для заключения специального инвестиционного контракта.

В то же время предусмотрены ситуации, когда специальный инвестиционный контракт можно заключить и без проведения конкурсного отбора. Во-первых, по решению Президента РФ о заключении специального инвестиционного контракта в целях реализации проекта, имеющего стратегическое значение для развития экономики или обеспечения национальной безопасности, на условиях, предложенных инвестором. Во-вторых, если при проведении конкурсного отбора была подана только одна заявка.

Сведения о заключении, изменении, расторжении и прекращении действия специальных инвестиционных контрактов будут вносить в реестр специальных инвестиционных контрактов. Те контракты, которые уже действуют, попадут в этот реестр автоматически.

Меры стимулирования

Для инвесторов СПИК 2.0 предусмотрена льгота по налогу на прибыль, если они будут вести раздельный учет операций по специальному инвестиционному контракту. В прежней редакции было предусмотрено, что эта льгота распространяется только на ситуацию, когда доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы. Однако многие компании не могли достичь порога в 90%.

Таким образом, теперь налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, составит 0%, а налог на прибыль, зачисляемый в бюджет РФ, можно быть снижен до нуля, если выручка от реализации продукции, произведенной в рамках специального инвестиционного контракта, будет составлять не менее 90% налогооблагаемой базы или если инвестор будет вести раздельный учет доходов и расходов от реализации специального инвестиционного контракта.

Применение мер стимулирования прекратится, если совокупный объем бюджетных расходов и недополученных доходов, образующихся в результате применения мер стимулирования в рамках контракта, превысит 50% от общего объема капитальных вложений.

Еще предусмотрены изменения в части неприменения к инвесторам по специальным инвестиционным контрактов изменений в налоговом законодательстве, если они приводят к ухудшению их положения (дедушкина оговорка). Эти условия не будут распространяться не только на НДС и акцизы, но также и на социальные взносы.

По-прежнему будет действовать правило о стабильности условий ведения деятельности инвестора. С даты заключения специального инвестиционного контракта и в течение срока его действия в отношении инвестора не будут применяться нормативные акты, которые вступили в силу после даты заключения специального инвестиционного контракта и которые вводят ограничения или запреты на реализацию прав, приобретенных или осуществляемых инвестором в целях выполнения специального инвестиционного контракта.

В случае расторжения специального инвестиционного контракта сумму налога, не уплаченную в связи с применением пониженных налоговых ставок, придется заплатить в бюджет. Речь идет о ситуациях расторжения по решению суда из-за того, что инвестор не исполнял или ненадлежащим образом исполнял обязательства неисполнением, или в связи с отказом РФ, субъекта РФ или муниципального образования от исполнения контракта из-за невыполнения инвестором 50 и более процентов обязательств (ч. 9 ст. 18.6 Закона № 488-ФЗ). Налог нужно будет посчитать без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта.