ФАС России разъяснила, какая информация в интернете считается рекламой, а какая — нет

| статьи | печать

Антимонопольный орган разъяснил некоторые вопросы, связанные с рекламой в интернете (письмо от 25.09.2019 № АК/83509/19). Он указал перечень информации в интернете, которая не является рекламой, а также случаи, когда такая информация может попасть под требования рекламного законодательства. Также ФАС России разъяснила, в каких случаях на сайтах нужно ставить возрастную маркировку (0+, 18+ и т.д.), можно ли рекламировать в интернете алкогольные напитки и кого она обычно привлекает к административной ответственности за рекламу, размещенную на сайтах.

ФАС России опубликовала письмо от 25.09.2019 № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». В нем собраны позиции, которые антимонопольный орган уже озвучивал в своих разъяснениях, а также те, которые встречаются в судебной практике.

Антимонопольная служба отметила, что способы распространения рекламы в законодательстве не ограничены. В частности, реклама может распространяться через интернет. А значит, к ней будут относиться все требования рекламного законодательства. Такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг (например, рекламы алкоголя, табака).

В своих разъяснениях ФАС России указала, какая опубликованная в интернете информация подпадает под требования Закона о рекламе, является ли рекламой информация, размещенная в социальных сетях, мобильных приложениях и на сайтах, а также разъяснила, кого будет привлекать к ответственности за рекламу в интернете.

Информация в интернете, которая является рекламой

ФАС России указала ряд примеров, когда информация в интернете не является рекламой, и, соответственно, на нее не распространяется Закон о рекламе. Например, это:

  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой (п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе);

  • выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.). Такая выдача является результатом обработки поискового запроса пользователя. При размещении результатов поискового запроса нет задачи сформировать и поддержать интерес к конкретному юридическому лицу и его товару, услуге, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же, однородных, сведений о различных товарах не позволяет выделить отдельный товар и сформировать к нему интерес. Но когда на странице результатов поисковой выдачи, помимо результатов поиска, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров, такая информация является рекламой. Например, это может быть всплывающий баннер, информация с пометкой «реклама», размещенная с помощью системы размещения контекстной рекламы. Об этом ФАС России указывала также в своем письме от 28.08.2015 № АК/45828/15;

  • информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях или товарах (услугах) и сгруппированная по определенным рубрикам. Такая информация носит справочно-информационный характер, поскольку направлена на извещение потребителей информации о перечне существующих хозяйствующих субъектов и их деятельности или о перечне предлагаемых товаров, услуг. Например, не относятся к рекламе однотипные сведения о предлагаемых товарах (услугах), наполняющие различные рубрики, размещаемые на сайтах объявлений, например www.avito.ru, www.cian.ru и др. Сведения о товарах, размещаемых на таких сайтах, предназначены для информирования посетителей сайта о возможности и условиях их приобретения и не направлены на формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару. Соответственно, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются;

  • информация о производимых или реализуемых товарах (услугах), размещенная на сайте производителя или продавца, если она предназначена для информирования посетителей сайта об ассортименте, правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги, и т.п.

Здесь нужно учитывать такой момент: сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например о деятельности компании, ее товарах и услугах, и для ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией.

Но в исключительных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой. Например, может относиться к рекламе баннер с информацией о товаре, к которому привлекается интерес с целью продвижения данного объекта на рынке, закрепленный в определенном месте на сайте, который остается на данном месте независимо от перехода на другие страницы сайта. В этом примере информация выделяет определенный объект рекламирования среди ряда однородных и формирует к нему интерес.

Реклама в соцсетях

ФАС России напомнила, как выявляет нарушителей, разместивших рекламу в социальных сетях.

Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе). То есть ключевым критерием для признания лица рекламодателем является факт того, что именно это лицо определило объект рекламирования или содержание рекламы, а не формальное указание в договоре какого-либо лица в качестве рекламодателя. При этом рекламодателями одной и той же рекламной информации могут быть признаны одновременно несколько лиц, при условии, что каждое из них определяло объект рекламирования или содержание рекламы. Отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении либо производстве рекламы и иных документов, а также всех обстоятельств распространения рекламы.

Если антимонопольный орган выявит нарушение в содержании рекламы, распространяющейся в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», он отправит запрос в адрес лица, на привлечение внимания к деятельности (товарам) которого направлено распространяемое рекламное сообщение, а также в адрес владельца социальных сетей для установления рекламодателя и рекламораспространителя рекламы. Однако если установить лицо, нарушившее законодательство о рекламе, не получится, производство по делу будет прекращено (подп. «е» п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508).

Реклама в мобильных приложениях

Если при использовании мобильных приложений пользователь мобильного устройства получает рекламу товара, загружаемую из интернета при использовании такого приложения, то такую информацию следует расценивать как рекламу данного товара, распространяемую в интернете. Соответственно, к такой рекламе применяются ограничения для рекламы товаров, запрещенных к распространению в интернете. Например, таким способом не допускается распространение рекламы алкогольной продукции, поскольку реклама таких товаров в интернете запрещена (п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе).

Возрастная маркировка рекламы

Реклама информационной продукции допускается только при указании категории в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе). То есть нужно указывать возрастную категорию (например, 16+).

Под информационной продукцией понимаются предназначенные для оборота в России продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, интернета и мобильной связи. То есть информация, размещаемая на сайтах в интернете, подпадает под понятие информационной продукции.

Однако ФАС России отметила, что возрастной классификации подлежит не любой сайт, а только такой, который является сетевым изданием, то есть который зарегистрирован в качестве средства массовой информации. Соответственно, в рекламе сайта, не зарегистрированного в качестве средства массовой информации, указывать категорию информационной продукции не нужно.

Кроме того, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу, объектом рекламирования в которой выступает неинформационная продукция, например вклад в банке, автомобильный салон, ресторан и т.п. В том числе это распространяется на случай, если в рекламе данных товаров указан сайт в качестве источника информации, на котором можно получить более подробные сведения о рекламируемом товаре.

Аналогичная позиция содержится в письме ФАС России от 05.09.2013 № АК/34774/13.

Реклама алкоголя

По общему правилу реклама алкогольных напитков запрещена. Но для вина российского происхождения предусмотрено исключение (п. 1 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе). Реклама вина, производимого в России из выращенного на территории России винограда, допускается в периодических печатных изданиях, за исключением первой и последней полос газет, а также первой и последней страниц и обложек журналов. Однако для размещения такой рекламы в интернете исключение не предусмотрено. Реклама любого алкоголя в интернете запрещена, в том числе на сайтах, являющихся сетевыми изданиями.

Ответственность владельца сайта

Бывает, что по договору с владельцем сайта другое лицо может использовать собственные технические средства для распространения рекламы на сайте этого владельца (администратора). При этом владелец сайта принимает решение о распространении на данном сайте рекламы, определяет общие параметры распространения рекламы, то есть использует свой сайт для распространения рекламы. ФАС России считает, что они оба (такое лицо и владелец сайта, на котором размещается реклама) могут быть признаны рекламораспространителями. Но к ответственности нарушителей можно привлечь только при наличии вины. Если исходя из существа совершенного правонарушения, технических возможностей, имеющихся прав и обязанностей в рамках договорных отношений будет установлено, что владелец (администратор) сайта, на котором размещалась реклама, не виновен в нарушении законодательства о рекламе, его освободят от административной ответственности. Но в любом случае все будет зависеть от конкретных обстоятельств, связанных с распространением рекламы.

Принять к сведению

Реклама у блогеров

Недавно ФАС России оштрафовала блогера за то, что он разместил на YouTube-канале ролик, в котором, по мнению антимонопольного органа, содержалась реклама алкоголя. Ролик был про Каир, но видео прерывалось на фрагмент, в котором блогер рассказывал о том, как ему нравится Амстердам. При этом он сидел за столом, на котором стояла бутылка виски определенной марки. Далее следовал видеоролик с негативными отзывами об Амстердаме. После этого блогер сказал: «На самом деле, друзья, два противоположных мнения лучше какого-то одного, потому что только так у людей появляется возможность оценить мир с разных сторон и получить наиболее объективную картинку. В этом смысле дважды лучше. Вот и виски Dewar’s тоже выдерживают в бочках дважды, чтобы его вкус стал еще мягче и богаче. Проверьте этот принцип на практике сами, а мы продолжаем». На YouTube-канале с роликом во вкладке «О канале» была размещена ссылка «Мой блог». В нем была ссылка на домен, владельцем которого являлся блогер. Блогера признали рекламораспространителем этой рекламы и оштрафовали на 2000 руб. Арбитражный суд г. Москвы согласился с тем, что решение антимонопольного органа законно и обоснованно (решение от 12.09.2019 по делу № А40-169842/19-148-1022). В данном деле к ответственности привлекли только рекламораспространителя. Однако есть риск, что в подобных ситуациях штрафовать будут и рекламодателей. Дело в том, что хотя рекламодатель не отвечает за нарушение запрета о распространении рекламы алкоголя в интернете, но он несет ответственность за содержание рекламы алкоголя. Например, она должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя (ст. 21, ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).