Минпромторг предлагает изменить национальный режим: запрет на закупки импортных товаров оставят только в сфере обороны и безопасности страны

| статьи | печать

Запрет на закупку некоторой иностранной продукции предполагается оставить только в целях защиты обороны и безопасности страны. В остальных случаях будет применяться принцип «третий лишний» и ценовые преференции. Также запреты и ограничения больше не будут распространяться на страны ЕАЭС. То есть появится возможность закупать любые товары из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Проект с такими нововведениями подготовил Минпромторг России. Сейчас он опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Минпромторг России подготовил проект постановления по поводу применения национального режима в госзакупках (проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 239 и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 г. № 9 „Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства“», далее — проект постановления). Проект постановления размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 08.10.2019 под ID 01/01/10-19/00095645.

Этот проект связан с другими проектами, которые касаются национального режима:

Сейчас в проекте постановления об изменении национального режима указано, что новые правила вступят в силу с 2020 г. Изменения не будут применяться к отношениям, связанным с закупками, извещения об осуществлении которых будут размещены в единой информационной системе в сфере закупок, приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу постановления, в том числе к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, до дня вступления в силу постановления.

Запреты и ограничения на импортную продукцию

Сейчас в отношении ряда товаров, закупаемых на торгах, действует национальный режим, то есть некоторые иностранные товары нельзя закупать для государственных и муниципальных нужд. Речь идет о товарах легкой промышленности, программном обеспечении, мебели, продукции станкостроения и машиностроения. Национальный режим включает запреты, ограничения и преференции. В проекте постановления предлагается изменить некоторые его правила.

В частности, предлагается оставить существующий запрет только на закупки тех товаров станкоинструментальной промышленности, которые будут использоваться в целях защиты обороны и безопасности страны. Сейчас запрет на поставки импортных промышленных товаров предусмотрен в постановлении Правительства РФ от 07.03.2019 № 239 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

Под закупками в целях защиты обороны и безопасности страны понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ РФ, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также определенных заказчиков на основании перечней товаров, работ (услуг), утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в целях выполнения функций и полномочий заказчиков для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, если заказчик закупает товары для собственных нужд, то на его закупки запреты не будут распространяться. Запрет будет действовать только на закупки в целях защиты обороны и безопасности страны.

В остальных случаях будет применяться принцип «третий лишний» и ценовые преференции. Принцип «третий лишний» означает, что если в торгах участвуют хотя бы две компании, предлагающие российскую продукцию, то заказчик отклонит заявки, в которых предлагается поставка импортных товаров. При этом необходимо, чтобы участвовали не менее двух заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения или документации о закупке, в которых одновременно:

предлагают поставить отдельные виды товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

не предлагают поставить один и тот же вид промышленного товара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц, соответствующую признакам по ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при сопоставлении этих заявок.

Также в проекте постановления предусмотрен запрет на смешение в одном лоте товара, подпадающего под действие запрета, и товара, в отношении которого не установлено запретительных мер, а также распространение запрета на иностранные товары, приобретаемые в рамках закупки работ или услуг.

К участникам закупок (промышленных товаров, которые указаны в позициях 3, 4, 8—15, 17 раздела I приложения к проекту постановления) будут предъявляться дополнительные требования в виде использования при производстве таких товаров определенных материалов или полуфабрикатов, страна происхождения которых — Россия или государство — член ЕАЭС.

Если законопроект примут, то национальный режим не будет применяться в отношении закупок продукции из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Продукция из этих государств не будет считаться иностранной.

Перечни товаров

В проекте постановления содержится перечень продукции, в отношении которой будет применяться запрет на закупку, если она необходима для защиты обороны и безопасности страны (приложение к проекту).

Также Минпромторг разработал проект постановления Правительства РФ «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». В нем содержится единый перечень товаров, на которые установлены ограничения (размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 08.10.2019 под ID 01/01/10-19/00095648).

Сейчас действует несколько перечней товаров с запретами и ограничениями. За основу возьмут постановление Правительства РФ от 07.03.2019 № 239 о запретах на допуск отдельных видов иностранной продукции станкоинструментальной промышленности. Если проект примут, то постановления с другими перечнями утратят свою силу. В частности, постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 о запретах в отношении импортных товаров машиностроения, от 11.08.2014 № 791 о запретах в отношении импортных товаров легкой промышленности, от 05.09.2017 № 1072 о запретах в отношении продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности, от 20.09.2018 № 1119 об ограничениях в отношении оружия.

Подтверждение производства

В проекте постановления предусмотрено, что подтверждением производства продукции на территории России будут являться сведения из реестра российской промышленной продукции, а подтверждением производства промышленной продукции на территории ЕАЭС — сведения из реестра промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена ЕАЭС. Для целей осуществления закупок в составе заявки (окончательном предложении) в качестве подтверждения страны происхождения участник закупки должен будет предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности.

Заказчиков обяжут публиковать информацию о результатах закупки товара в течение 10 рабочих дней после заключения контракта или информацию о несостоявшейся закупке в Государственной информационной системе промышленности.

Также в проекте постановления (как и ранее) предусмотрена возможность закупки товаров, происходящих из иностранных государств, в случае, когда производство таких товаров на территории РФ отсутствует. При этом подтверждением исключения из установленного запрета будет считаться разрешение Минпромторга России о закупке происходящего из иностранного государства товара.

Подтверждением закупки товаров в рамках реализации программ приграничного сотрудничества будет заключение Минпромторга России, выдаваемое по согласованию с Минэкономразвития России.

Когда запрет на закупку импортных товаров не применяется

Перечень случаев

1.

При наличии разрешения на закупку происходящего из иностранного государства товара, выдаваемого посредством государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Минпромторгом России

2.

При необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки

3.

Для закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

4.

Для закупок одной единицы товаров, стоимость которых не превышает 50 000 руб., а также закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок товаров, указанных в позициях 1—24 раздела I в приложении к проекту постановления)

5.

Для закупок одной единицы товаров из указанных в приложении 1 к проекту постановления, стоимость которых не превышает 10 000 руб., и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок товаров, указанных в позициях 1—24 раздела I в приложении к проекту постановления)

6.

Для закупок одной единицы товаров, стоимость которых не превышает 5000 руб., и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 50 000 руб.

7.

Для осуществления закупок ФСБ России, ФСО России, Службой внешней разведки РФ, МВД России, Нацгвардией России, Управлением делами Президента РФ и Главным управлением специальных программ Президента РФ (за исключением закупок товаров, указанных в позициях 1—24 раздела I, 129—131 раздела IX и в разделе V в приложении к проекту постановления при условии закупки одной единицы товаров, стоимость которых равна или менее 2 млн руб.)

8.

При поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О»

9.

Для закупок товаров в рамках реализации программ приграничного сотрудничества «Карелия», «Коларктик», «Россия — Юго-Восточная Финляндия», «Россия — Латвия», «Россия — Литва», «Россия — Польша», «Россия — Эстония», программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря»