«Регуляторная гильотина» заработает через год, а пока «температура свободы бизнеса» ушла в минус

| статьи | печать
«Регуляторная гильотина» заработает через год, а пока «температура свободы бизнеса» ушла в минус

У российских чиновников, как всегда, «планов громадье». Белый дом определил составы 41 рабочей группы, которые приведут в действие «регуляторную гильотину» и отсекут около 20 тыс. избыточных нормативных актов. Но это светлые перспективы, а в октябре Индекс «температуры свободы бизнеса» ушел в отрицательную зону из-за продления ареста фигурантам дела Baring Vostok и отказа Роспотребнадзора отменить архаичные стандарты в общественном питании.

Подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти утвердила составы 41 рабочей группы по реализации механизма «регуляторная гильотина». Также утвержден порядок их работы.

Рабочие группы были сформированы при участии Аналитического центра при Правительстве РФ, РСПП, «Деловой России», «Опоры России», ТПП, бизнес-омбудсмена, Объединения корпоративных юристов. В число их участников вошли представители компаний из различных отраслей («Роснефти», НОВАТЭКа, «Технониколя», «Ашана», Газпромбанка, Сбербанка, «Еврохима», ЛУКОЙЛа, X5 Retail Group, «Мираторга», «Русагро», «Яндекс. Такси», «Баркли», «ПИК», «Мегафона» и др.

«Деятельность рабочих групп должна стать своего рода навигатором законодательной активности по „регуляторной гильотине“, — отметила директор департамента регуляторной политики правительства Екатерина Салугина-Сороковая. — Мы рассчитываем, что благодаря широкой дискуссии профильных специалистов — более 700 человек — удастся создать законодательство, способное обеспечить прозрачные и понятные правила поведения, отвечающие современным реалиям».

Члены рабочих групп в рамках своей деятельности будут участвовать в формировании новых структур регулирования, подготовке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также других документов в соответствующих сферах общественных отношений.

Рабочие группы будут ориентированы как на оценку входящих положений от госорганов, так и на подготовку собственных предложений. Заработала новая версия сайта, посвященного реформе контрольно-надзорной деятельности и реализации механизма «регуляторная гильотина» — контроль-надзор.рф (knd.ac.gov.ru). Для более эффективной работы на сайте бизнесменам предоставляется возможность отправить свои предложения по изменению нормативно-правовых актов через форму сбора «регуляторных абсурдов». Предложения будут рассмотрены рабочими группами.

Результатом работы групп, которая будет вестись до конца 2020 г., должно стать формирование принципиально новой системы контрольно-надзорного регулирования.

Пока же действует и процветает прежняя система регулирования экономики, оценить которую старается экспертное сообщество. Так, октябрьский Индекс «температуры свободы бизнеса», представленный Партией Роста, снова опустился ниже нулевой отметки и показал –2 градуса. Самый весомый отрицательный вклад в динамику индикатора (–12 градусов) внесла новость о продлении мер пресечения для фигурантов дела инвестиционного фонда Baring Vostok. В самом фонде пожаловались, что «суд идет на поводу у следствия, которое затягивает дело для оказания давления», при этом «полностью игнорирует позицию защиты». Повлиял на общее снижение «температуры бизнеса» и фактический отказ Роспотребнадзора учесть предложение отраслевого сообщества отказаться от архаичных стандартов в сфере общественного питания.

Наиболее позитивными событиями эксперты назвали запуск цифровой платформы («зеркального реестра»), с помощью которого предприниматели могут сообщать о давлении на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов.

Использование «зеркального реестра» позволяет предпринимателю включать обратную связь по результатам проведенной проверки с возможностью указания нарушений, которые, по мнению бизнесмена, были допущены госведомствами при проведении проверки. «Зеркальный реестр» предусматривает обязательную реакцию со стороны Генеральной прокуратуры и вышестоящих инстанций контрольно-надзорных органов. По итогам рассмотрения обращения предпринимателя в установленные законодательством сроки он получает на адрес своей электронной почты ответ по существу от Генпрокуратуры и/или вышестоящего контрольно-надзорного ведомства.