Что нужно учитывать при оформлении доверенности представителю налогоплательщика

| статьи | печать

Налогоплательщики вправе участвовать в налоговых отношениях через своего представителя. Основанием для этого, как правило, является доверенность. Рассмотрим, какие требования предъявляются к доверенности представителя, на что нужно обратить внимание при ее оформлении, а также в каких случаях доверенность утрачивает свою силу.

Представитель налогоплательщика может быть законным или уполномоченным. Законному представителю не нужно иметь доверенность. Его полномочия подтверждают нормы законодательства или учредительные документы компании (п. 1, 2 ст. 27 НК РФ). А вот иным лицам (не относящимся к законным представителям) для представления интересов налогоплательщика доверенность необходима (п. 3 ст. 29 НК РФ). Такие лица считаются уполномоченными представителями (п. 1 ст. 29 НК РФ).

Требования к доверенности от организации

Согласно п. 1 ст. 184 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени компании выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учре­дительными документами (п. 4 ст. 185.1 НК РФ). Таким образом, если уполномоченный представитель действует в налоговых отношениях от имени компании, ему достаточно иметь доверенность в простой письменной форме, которая подписана руководителем компании или иным лицом, уполномоченным на это законом или ее учредительными документами. Нотариального заверения такой доверенности не требуется. ФНС России это подтверждает. В письме от 10.08.2009 № ШС-22-6/627@ она указала, что законом не предусмотрена нотариальная форма доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами.

Доверенность от ИП

Пунктом 3 ст. 29 НК РФ установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица действует на основании нотариально удостоверенной доверенности. Никаких специальных положений в отношении доверенности, выдаваемой индивидуальными предпринимателями, ст. 29 НК РФ не содержит.

Налоговый кодекс разделяет понятия «организации», «физические лица» и «индивидуальные предприниматели» (п. 2 ст. 11 НК РФ). Из положений п. 3 ст. 23 ГК РФ следует, что индивидуальные предприниматели приравниваются в правах к организациям. Как мы уже указали выше, выдаваемая организацией доверенность не требует нотариального удостоверения. Возникает вопрос: нужно ли удостоверять у нотариуса доверенность, выданную уполномоченному представителю индивидуальным предпринимателем?

Ранее ФНС России считала, что нотариально удостоверять доверенность, выданную индивидуальным предпринимателем, не нужно (письмо от 10.08.2009 № ШС-22-6/627@). При этом налоговики руководствовались положениями ст. 23 ГК РФ и ст. 11 НК РФ, о которых мы говорили выше. Они указывали, что поскольку законом не предусмотрена нотариальная форма доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами, отсутствуют основания и для предъявления указанных требований к индивидуальным предпринимателям.

Однако в п. 4 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум ВАС РФ разъяснил, что положения п. 3 ст. 29 НК РФ о том, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, распространяются и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. В связи с этим налоговики стали разъяснять, что представитель налогоплательщика — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, должен иметь нотариально удостоверенную доверенность или доверенность, приравненную к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя (письма от 26.06.2015 № ГД-4-3/11188@, от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, от 16.10.2013 № ЕД-4-3/18527@).

Аналогичной позиции придерживается и Минфин России (письма от 25.04.2017 № 03-02-08/24718, от 24.03.2014 № 03-02-08/12763, от 09.12.2013 № 03-11-06/53558, от 01.08.2013 № 03-02-08/30900).

Содержание доверенности

В тексте доверенности нужно четко прописывать, какие полномочия даются представителю.

Так, в письме от 18.11.2019 № БС-4-11/23406@ ФНС России рассмотрела ситуацию, когда уполномоченный представитель не смог сдать расчеты компании по страховым взносам из-за отсутствия соответствующих полномочий. В доверенности, выданной компанией, было указано, что представитель имеет право «подписывать любые документы бухгалтерской и статистической отчетности». Однако расчет по страховым взносам является формой налоговой отчетности. В связи с этим ФНС России указала, что у инспекции отсутствовали правовые основания для приема от компании налоговой отчетности, в том числе и расчета по страховым взносам, за подписью представителя. Ведь согласно подп. 2 п. 28 Адми­нистративного регламента Федеральной налоговой службы по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, одним из оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица — уполномоченного представителя на сдачу налоговой декларации (расчета).

Когда действие доверенности прекращается

Перечень оснований для прекращения срока действия выданной доверенности приведен в п. 1 ст. 188 ГК РФ. К ним относятся:

  • истечение срока доверенности. Отметим, что если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ);

  • отмена доверенности лицом, выдавшим ее;

  • отказ лица, которому выдана доверенность, от полномочий;

  • прекращение юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу;

  • смерть (признание недееспособным, безвестно отсутствую­щим) гражданина, выдавшего доверенность (которому выдана доверенность);

  • введение в отношении представляемого или представителя такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.

В письме от 18.11.2019 № БС-4-11/23406@ ФНС России отметила, что перечень оснований прекращения доверенности, приведенный в п. 1 ст. 188 ГК РФ, является закрытым и законодательством не допускается его расширительное толкование. В этом же письме налоговики указали, что такие основания прекращения доверенности, как изменение наименования юридического лица и смена руководителя юридического лица, положения п. 1 ст. 188 ГК РФ не предусматривают. Поэтому доверенность остается действительной. Из сказанного налоговиками следует, что выданная представителю доверенность, подписанная бывшим руководителем компании, у которой изменилось наименование, является действующей.

Еще один нюанс, на который налоговики обратили внимание в указаннном письме, касается прекращения действия выданной доверенности при открытии в отношении компании, выдавшей доверенность, конкурсного производства. Они напомнили, что на основании п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника. А решение вопросов, связанных с представлением финансовой, бухгалтерской, налоговой и иной отчетности, относится к компетенции арбитражного управляющего. Поэтому расчеты компании по страховым взносам будут приняты инспекцией, когда их подпишет представитель, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, при введении в отношении компании конкурсного производства представителю нужно переоформить доверенность от имени арбитражного управляющего.